Что делать, если организация владеет автотранспортом

Миссия настоящего информационного ресурса - помочь организациям любой формы собственности (ООО, АО, ИП и т.д.), имеющим автотранспорт на балансе, или только планирующим приобрести автомобиль, разобраться в тонкостях Российского транспортного законодательства и качественно вести необходимую документацию с минимальными затратами. Все требования Законов в сфере транспорта изложены простым языком и структурированы в виде "вопрос-ответ". Информация, изложенная на сайте вызовет интерес у руководителей организаций, механиков, кадровиков и бухгалтеров.

СКАЧАТЬ КОРОТКУЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ТУТ

touch2call

ЗАКОНОВ в сфере транспорта не так уж и много!

Первый вопрос, на который Вам необходимо ответить - принадлежит ли автомобиль юридическому лицу (ИП), либо собственник - физическое лицо. Если в свидетельстве регистрации транспортного средства в качестве владельца указано ООО, АО, ИП - начинаем организацию транспортного отдела. И Закон абсолютно не предусматривает различий между формой собственности и основным направлением деятельности предприятия, количеством автомобилей, а также, по большей части, не учитывает вид транспортного средства. Даже если фирма маленькая, автомобиль всего один, и тот возит генерального директора, закон требует соблюсти ряд условий и организовать обязательные мероприятия на транспорте.
Если на фирму зарегистрирован грузовик, седан представительского класса, автобус, такси, колесный погрузчик и т.д. - продолжаем изучать далее.

Содержание

Что делать, если на балансе организации (фирмы) есть автомобиль

  1. Распечатать и изучить Закон №196-ФЗ от 10.12.1995г, особенно статью 20.
  2. Понять смысл этого Закона, а он очень прост и сводится к тому, что автомобиль и водитель должны быть "исправны".
  3. Определиться, осуществляет ли организация первозки (грузовые, пассажирские), либо просто эксплуатирует транспорт.
  4. Понять, что у автомобиля должен быть водитель (несколько водителей), имеющий все необходимые допуски к управлению конкретным ТС и медицинские справки (за исключением случаев, когда автомобиль сдается в аренду другому лицу, или организации БЕЗ ЭКИПАЖА).
  5. Принять факт, что даже в небольшой организации, даже за одним автомобилем должны быть закреплены ответственный за безопасность дорожного движения и механик (контролер технического состояния ТС), прошедшие специальное обучение.
    Водитель ТС может быть механиком и ответственным за БДД по совместительству, если пройдёт соответствующее обучение.
  6. Обеспечить механика/ответственного за БДД необходимой нормативно-правовой документацией и журналами, которые механик должен вести. Организовать уголок по БД.
  7. Организовать проведение ежедневных выпусков автомобиля на линию и возврат с линии (предрейсовые и послерейсовые технические осмотры), а также ведение путевой документации (хотя бы на бумаге, но это, нужно понимать - подлог).
  8. Организовать ежедневный предрейсовый медицинский осмотр водителя, а в некоторых случаях, и послерейсовый, заключив договор с медицинской организацией, имеющей линензию на данный вид деятельности.
  9. Заключить необходимые договоры со сторонними организациями (стоянка, мойка, техническое обслуживание автомобилей с утилизацией опасных веществ (АКБ, масла и т.д.), предрейсовые и периодические медицинские осмотры,договоры страхования (ОСАГО) а также специфические договоры при необходимости (тахографы, навигационные системы и т.п.).
  10. Разобраться в правилах и тонкостях эксплуатации конкретного транспортного средства, т.к. существует множество подзаконных актов (приказов, рекомендаций, писем и т.д.), зачастую протеворечащих друг-другу, но служащих источником коррупции в надзорных органах. Сразу отмечу, что на сей последний факт сильно расчитывать не рекомендую. Уровень коррупции неуклонно падает и "разойтись по хорошему" сейчас крайне сложно и дорого. Проще - соблюдать Закон!
  11. Посчитать, что выгоднее: заплатить все штрафы, если пройдет проверка (от 50 000 до 1 500 000 рублей, включая уголовную ответственность руководителя организации); организовать эксплуатацию своего транспорта в соответствии с Законодательством (от 15000 рублей в месяц); избавиться от транспорта и пользоваться услугами транспортных компаний (пусть за всё отвечают они!).
Вернуться к навигатору по вопросам

Какими законами и нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться организации при эксплуатации автомобиля

Структурированные выдержки из нормативно-правовой документации можно посмотреть ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Какие контроллирующие (надзорные) органы могут проверить деятельность организации, владеющей транспортом. Как узнать, планируется ли проверка фирмы.

Органы внутренних дел (ГИБДД) в соответствии с положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711)
Ространснадзор (Управление госавтодорнадзора, транспортная инспекция) в соответствии с положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398).
Трудовая инспекция в соответствии с ТК РФ, а также с учетом приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей".
Налоговая инспекция в соответствии с НК РФ, а также с учетом приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"

Также, в отдельных случаях, возможны проверки Ростехнадзора, Роспотребнадзора, Минздрава, ну и конечно Прокуратуры

Посмотреть сводный план проверок на календарный год можно на сайте прокуратуры.

Вернуться к навигатору по вопросам

Как не стать объектом проверки надзорных органов. Кого, почему и как проверяет транспортная инспекция (УГАДН)?

Многие руководители считают, что все, как бы это помягче выразится - "чрезмерные" требования в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся к кому угодно, только не к ним. "Фирма, видите ли, не транспортная, отходы с АЭС и детей не перевозит, да и автомобилей один-два, да и те маленькие. Да и вообще! С налоговой бы разобраться, а тут вы еще со своим транспортом"... Или "да у нас проверок никаких 10 лет не было. Почему нас вдруг должны проверять?"
Давайте разбираться:
В соответствии с ФЗ-294, Постановлением правительства №398 и т.д. проверки бывают следующих видов:
  • Рейдовые мероприятия. Тоесть, проверки на дорогах сотрудниками МВД и Ространснадзора (проверка документов водителя, автомобиля и на перевозимый груз, а также путевых листов). Если что-либо не понравится проверяющему, Вас могут пригласить в территориальное подразделение на документарную проверку;
  • Документарная проверка. Самый частый вариант. Бывают плановые и внеплановые.
    Плановые проверки назначаются не чаще одного раза в три года, как правило после обращения в УГАДН за разрешениями, допусками, лицензиями, либо после внеплановой проверки.
    Внеплановая проверка назначается в случае, если выявлены нарушения требований по безопасности дорожного движения (ДТП, штрафы за нарушение ПДД с участием автомобилей предприятия и т.д.) Логика прокуратуры и инспекции просты: если автомобили организации нарушают ПДД, значит на этом предприятии не организована работа по БДД. Придётся доказывать, что Ваша организация делает всё, что нужно, чтобы эта ситуация не повторилась.
  • Выездная проверка. Самый страшный вариант, тем более если проверка - внезапная! Если Вам так "повезло", то стоит Вам посочувствовать, т.к. пройти такую проверку некрупной организации без предписаний практически невозможно. К Вам приедет инспектор и проверит всё, вплоть до шкафчиков водителей и комплектации аптечек.
Таким образом, расчитывать, что Вашу организацию, если в ней есть автомобили, минует проверка - сильно не стоит. Также не стоит уповать на логику и человечность инспектора. Инспектор пользуется справочником (приведен ниже, в разделе "Перечень мероприятий на транспорте"), и в соответствии с ним формирует предписание и выписывает штрафы, как робот.
Можно, конечно, начать спорить с сотрудником УГАДН, но это чревато наложением ареста на Ваши автомобили до решения суда. Суд назначит экспертизу, которую проведёт ... сотрудник УГАДН.
Таким образом, чтобы избежать проверки нужно объяснить водителям необходимость избегать нарушения ПДД и попаданий в ДТП, вести путевую документацию и не попадаться транспортной инспекции и ГИБДД на глаза.
А еще лучше - организовать работу с транспортом по правилам и никого не бояться!

Вернуться к навигатору по вопросам

Что проверяет транспортная инспекция и МВД? Как должен быть организован транспортный отдел в фирме? Перечень мероятий на транспорте.

  1. Наличие приказа на ответственного за БДД, должностные инструкции
    • Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.4 "О безопасности дорожного движения";
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
    • Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11 "Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта";
    • Приказ Минтранса РФ от 28.09.2015г №287 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и наземным городским электрическим транспортом".
  2. Организация медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового) водителей и иных работников, участвующих в осуществлении транспортного процесса;
    • Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.4, ст.23 «О безопасности дорожного движения»;
    • Приказ Министерства здравоохранения РФ №835н от 15.12.2014г.;
    • Методические рекомендации «Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных предприятий» утвержденного 29.12.2002г.;
    • Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ПОТ РМ-008-99, п.1.1, 1.33.
  3. Медицинское освидетельствование, контроль за сроками прохождения, количество и Ф.И.О водителей, имеющих просроченные медицинские справки;
    • Федеральный Закон от 10 12.1995г. №196-03 «О безопасности дорожного движения», ст. 20, п.1, ст.23;
    • Приказ Министерства здравоохранения РФ №835н от 15.12.2014г.;
    • Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
  4. Оформление, выдача и наличие путевых документов (правильность оформления путевой документации, наличие журнала учета путевых документов);
    • Федеральный закон от 8 ноября 2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" , ст.6;
    • Постановления Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. №78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»;
    • Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
  5. Наличие оформленного кабинета (класса, уголка) по БДД, соблюдение правил учета ДТП, нарушений ПДД
    • (Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.1 «О безопасности дорожного движения»;
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
    • Постановление Правительства РФ от 29.06.1995г. №647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий», Приказ Минтранса от 02.04.1996г. №22 «Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»;
    • Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий (утв. Приказом Министерства автомобильного транспорта РФ от 26 апреля 1990г. №49);
    • Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09).
  6. Обеспечение обучения водителей по установленной ежегодной программе (20 часов), наличие и ведение личных карточек водителей
    • Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.1 «О безопасности дорожного движения»;
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
  7. Организация инструктажа водителей по БДД (наличие журнала по учету ведения инструктажа);
    Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации).
  8. Стажировка водителей;
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
    • ч. 4 ст. 196 ТК РФ;
    • Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 "Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей" (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.).
  9. Режим труда и отдыха водителей на предприятии;
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации;
    • Приказ Министерства транспорта РФ №15 от 20.08.2004г. «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
  10. Обеспечение охраны окружающей среды и экологических требований (расчет, учет и утилизация опасных материалов, отработанные масла, шины, АКБ);
    • Федеральный Закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»;
    • Федеральный Закон №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».
  11. Ответственный за обеспечение охраны окружающей среды и экологических требований на хозяйствующем субъекте (Ф.И.О., номер, дата диплома, кем и когда выдан)
    • Федеральный Закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»;
    • Федеральный Закон №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления».
  12. Организация проверки отработавших газов, наличие контрольных приборов, срок их проведения, ведение документации; (при отсутствии контрольных приборов, наличие договора)
    Федеральный Закон №96-ФЗ от 04.05.1999г. «Об охране атмосферного воздуха».
  13. Организация мойки автотранспортных средств; (собственными силами или по договорам)
    Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  14. Наличие контрольно-пропускного пункта и его укомплектованность, инструкциями, инструментами и оборудованием, наличие стоянки АТС и оснащение производственной базы для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (либо договор на ТО и Ремонт ТС);
    • Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.4 «О безопасности дорожного движения»,
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
  15. Организация ТО-1 и ТО-2 автотранспортных средств (наличие и соблюдение графиков технических осмотров АТС), а также организация контроля выполненных работ по ТО на каждом автомобиле в соответствии с рекомендациями завода изготовителя);
    • Федеральный Закон от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.4 «О безопасности дорожного движения»,
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
  16. Наличие разрешительной документации (лицензия на пассажирские перевозки, ДОПОГ и т.д.);
    • Федеральный закон от 04 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
    • О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения (с изменениями на 24 ноября 2014 года)
    • Федеральный закон от 24 июля 1998 года №127-ФЗ,
    • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) Международное соглашение от 30 сентября 1957 года
    • и другие.
  17. Организация пассажирских перевозок на автобусах (наличие указателей следования и номеров маршрутов, наличие договоров обязательного личного страхования пассажиров; наличие паспорта маршрута и схемы движения автобуса с указанием опасных участков; наличие графика расписания движения автобуса, контроль за их выполнением, наличие договоров фрахтования при перевозках по заказам);
    • Федеральный закон от 8 ноября 2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112),
    • Приказ Минтранса России от 15.01.2014 №7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации.
  18. Мероприятия по предупреждению террористических актов;
    • Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму",
    • Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности",
    • Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (утв. Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010г. № 34)
  19. Документы, подтверждающие прохождение ГТО, в том числе, при перевозке пассажиров легковым автомобильным транспортом
    • Федеральный закон от 1 июля 2011 г. №170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
    • Статья 17 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения»,
    • Приказ МВД РФ от 15 марта 1999г. №190 «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств»
  20. Обязательное страхование (ОСАГО);
    • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",
    • Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 "Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования".
  21. Наличие, обслуживание и правильная эксплуатация тахографов, установленные навигационные системы, маршрутные карты/транспондеры ПЛАТОН для большегрузов, автобусов и тех, к кому это относится.
    • Приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»,
    • Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».

Хотите организовать необходимые мероприятия по транспорту у себя на предприятии или проверить наличие ошибок в уже имеющемся АТП? Нажмите ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Что проверяет трудовая инспекция, если в организации есть автомобили.

При проверках, кто бы не проверял, любой инспектор надзорного ведомства пользуется т.н. справочником. Пример выдержки из такого справочника инспектора УГАДН (транспортной инспекции) приведен выше. К сожалению, подобным справочником из Минтруда мы не распологаем.

Тем не менее, исходя из опыта, можно с уверенностью утверждать, что трудовиков будет интересовать укомплектованность штата квалифицированными сотрудниками (ответственный за БДД, контроллёр по выпуску ТС на линию, водители и т.д.) со всеми приказами, положениями, инструкциями и т.д. и наличие договора на организацию и проведение предрейсовых и периодических медосмотров, ведение путевой документации и всего, что связано с охраной труда и не входит в компетенцию БДДшника.

Также, особое внимание стоит уделить Приказу Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Этот приказ целесообразно превратить в положение о труде и отдыхе водителей автомобилей в организации и издать приказы о соблюдении графиков работы, сменности и т.д. Особенно это касается тех, кто занимается пассажирскими перевозками.

Другими словами, с точки зрения трудовой инспекции, в организации, где есть автомобили должны работать здоровые и отдохнувшие, но обученные и простажированные водители, но не более установленного времени (наличие пробок и проблем на дорогах никого не интересует). Вокруг водителя должны "кружиться" не менее весёлые, здоровые и обученные ответсвенный за безопасность дорожного движения, механик, медик и инженер по охране труда. Последние должны работать в огромных светлых помещениях с комнатами отдыха, фотариями, фонтанчиками с пресной водой, туалетами (можно иметь аж в 2 раза меньше унитазов, чем возвращающихся с рейса водителей), душами, шкафчиками со спецодеждой и отдельными шкафчиками с верхней одеждой, организованными курилками, повсеместно расположенными устройствами для отчистки обуви и т.д. и т.п. Можно продолжать практически бесконечно! И всё вышесказанное - не сарказм, а Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".


Вернуться к навигатору по вопросам

Экологические требования к предприятиям, эксплуатирующим транспорт

Экологоческие требования к предприятиям, эксплуатирующим транспорт не сложны. По сути, необходимо доказать, что ТС не дымные и не токсичные, расходники после ремонта и эксплуатации, такие, как отработанные автомасла, технические жидкости, аккумуляторные батареи, автопокрышки, испачканная ветошь и т.д., утилизируются, а не выбрасываются на помойку или в ближайший парк, а сами автомобили вымыты.

Если Ваши автомобили прошли ГТО (а иначе не получить полис ОСАГО), то измерение дымности и токсичности уже проведено, что подтверждает диагностическая карта. Также, измерение СО/СН должно проводиться при плановом техобслуживании автомобиля в автосервисе. После ремонтов и ТО именно автосервис вывозит и утилизирует отходы. Таким образом, у Вас нет необходимости приобретать дорогостоящее оборудование и заключать договор на вывоз опасных отходов, если у Вас есть диагностическая карта ГТО и договор на техобслуживание и ремонт.

Если Вы пользуетесь услугами одной автомойки, заключите с ней договор на обслуживание. Если возиться с договором нет желания, создавайте письмо/приказ о мойке автомобиля "где и когда придётся", т.е. по необходимости.

    Теперь - с точки зрения Закона:
  1. В соответствии с п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается ... эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
  2. Определения "выбросов" и предельные значения, а также методы контроля изложены в ряде ГОСТов:
    • ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния.
    • ГОСТ Р 52160-2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
    • ГОСТ Р 54942-2012 «Газобаллонные автомобили с искровыми двигателями. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».
    • ряд других ГОСТов...
      В вышеперечисленных ГОСТах указывается, что проверки автомобилей на соответствие требованиям могут проводиться в следующих случаях:
    • при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
    • на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
    • на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.
  3. Самое важное! В Статье 2а Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 года № 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" указано, что: "проверки ТС осуществляются во время их государственного технического осмотра, а тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин - органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.

P.S.

В случае, если у Вас крупное автомобильное предприятие международного уровня или хочется пооооолностью соответствовать законодательству, то придётся получать экологический паспорт, вести расчеты предельно допустимых выбросов (ПДВ) или временно согласованных выбросов (ВСВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водоемы; получать разрешение на ПДВ или ВСВ, разрешение на сброс воды и водопользование, разрешение на хранение отходов, разрешение на вывоз отходов; вести журналы учёта измерений и корректировки СО/СН и токсичности и прочую государственную отчетность по охране окружающей среды, а также другие обязательные к выполнению нормативы, правила, инструкции. Короче говоря, без дипломированного эколога в штате Вам не обойтись.

Вернуться к навигатору по вопросам

Что такое предрейсовый технический контроль

Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств (далее - предрейсовый технический контроль) - комплекс мероприятий, организуемый и осуществляемый юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими автотранспорт с привлечением квалифицированных работников, с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.

Предрейсовый контроль проводится осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств, соответствующим Профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287, до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

При проведении предрейсового контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, на соответствие положениям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».

В случае, если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным выше, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152, ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового контроля и подписи контролера не допускается. Результаты проведенного предрейсового контроля заносятся в Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Штамп механика

Говоря проще: если на балансе предприятия есть автомобили, либо списыватеся ГСМ на арендованные авто, необходимо, помимо специалиста по безопасности дорожного движения, иметь в штате еще и контролёра по выпуску автомобилей на линию. Сотрудника необходимо обучить в учебном центре и аттестовать в транспортной инспекции. Стоимоcть сего удовольствия - от 15000 до 30000 рублей. После обучения издаём приказ о назначении сотрудника на должность контролёра, выдаём сотруднику должностную инструкцию, метрологически поверенную аппаратуру, штамп (или вносим графу о прохождении ПТО в путевой лист), распечатываем журнал и контролируем, что делает новоиспеченный механик.

Есть вариант попроще: заключить с ООО "Предрейс" договор на выпуск автопарка на линию. Наши специалисты сделают даже больше, чем Вы ожидаете и это Вас приятно удивит!


Вернуться к навигатору по вопросам

Коммерческие и некоммерческие перевозки. Какими законами и приказами руководствоваться, если организация не осущетсвляет перевозки, а использует транспорт для собственных нужд?

Давайте разберём следующую ситуацию: есть ООО "Ромашка", владеющая небольшим фургоном, на котором директор лично, в сопровождении бухгалтера перевозит производимый предприятием товар до собственной торговой точки. Является ли директор - водителем, перевозимый товар - грузом, бухгалтер пассажиром, а действие - перевозкой пассажиров и грузов?

С точки зрения законодательства (определения есть во многих документах) человек, управляющий автомобилем - водитель, любое другое лицо, находящееся в автомобиле - пассажир, а любая материальная ценность - груз. Если водитель автомобиля перевозит пассажира и груз из точки "А" в точку "Б", значит осуществляется их перевозка, верно? Ответ: НЕТ, не верно!

Проблемы начнутся со слова "пассажир". Правила дорожного движения определяют пассажира, как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Однако, Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (один из основных документов для транспортников) трактует определение термина "пассажир" следующим образом: физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. Т.е. бухгалтер из нашего примера одновременно и пассажир и нет, т.к. бухгалтер не заключал договор фрахтования или, другими словами, не оплачивал проезд...

С грузом история примерно та же, что и с пассажиром.
Но, постойте! А если автомобиль движется пустой? НЕТ! Не может автомобиль не быть укомплектованным огнетушителем, знаком аварийной остановки, если он не входит в штатную комплектацию автомобиля и т.д. Автомобиль всегда что-то везёт кроме водителя. Можем, условно, назвать это багажом, но и данное определение ещё сильнее запутает ситуацию.

Но является ли пассажир (лицо находящееся в авто помимо водителя) и груз (багаж) объектом перевозки?

Определение термина "Перевозка" дается в вышеуказанном 259-ФЗ и более полно раскрывается в статье 40 Гражданского кодекса РФ. По сути "перевозка" - это когда что-либо доставляется из точки "А" в точку "Б" по договору, за деньги!

Таким образом, продукция ООО "Ромашка" и бухгалтер, перевозимые с завода в магазин не являются объектами перевозки, и деятельность предприятия никак не связана с перевозкой пассажиров и грузов. Это же неиссякаемый источник радости, пользоваться автомобилем фирмы, и не являться при этом перевозчиком, т.к. почти все транспортные законы и приказы с вложенной в них мощной законотворческой мыслью имеют отношение именно к перевозчикам!

Начнём сбивать градус радости.
Так что же всё-таки делается с "грузом" и "пассажиром"? Как это назвать? Транспортировка? Некоммерческая перевозка? Где дан соответствующий термин? Что ответить транспортному инспектору? Чем оперировать юристу в суде? К сожалению, на эти вопросы нет ответа, потому что Минтранс, несмотря на очевидную бредовость ситуации, не хочет навести порядок в сфере НЕперевозок, провоцируя многих и многих руководителей небольших предприятий на нарушение Закона. Ведь должна же быть разница между требованиями к фирмам, осуществляющим перевозки детей автобусами и маленькой компанией, доставляющей пирожки из собственной пекарни в собственный магазин легковым автомобилем?

Усугубляет ситуацию статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая требует от ВСЕХ юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств организовывть, создавать, анализировать, устранять и так далее (читай текст 196-ФЗ). Чем же нужно руководствоваться ООО "Ромашка", как эксплуатанту ТС, чтобы выполнить требования указанного ФЗ? Любой проверяющий сошлётся на все сотворённые ранее законодательные сочинения о нелегком труде перевозчиков и потребует исполнения именно этих норм ввиду отсутствия законов и приказов для НЕперевозчиков...

Вывод: ООО "Ромашка" не является перевозчиком, но её руководству придётся выполнить все требования транспортного законодательства, включая те, которые созданы для перевозчиков, так как других просто нет!

Судебная практика в нашей стране поддтверждает всё вышесказанное (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 N 302-КГ14-529, решение Омского областного суда от 09.02.2016 по делу N 77-80/2016).


Вернуться к навигатору по вопросам

Кто имеет право выпускать автомобиль на линию? Кто обслуживает транспорт в организации? Процесс выпуска автомобиля на линию

Министр думает о тебе
Министр транспорта РФ думает о тебе
Если предприятие эксплуатирует автотранспорт (пусть даже один единственный автомобиль), должен быть сформирован транспортный отдел, состоящий из:
  • ответственного за безопасность дорожного движения (он же главный механик и руководитель),
  • диспетчера,
  • контроллера по выпуку ТС на линию
  • и, собственно, водителей
  • также в транспортную группу входит привлекаемый медработник, проводящий ежедневные предрейсовые медицинские осмотры водителей.
В маленьких организациях, чаще всего, должности ответственного за БДД, контроллера и диспетчера совмещает один человек, прошедший специальное обучение (256 часов). Соответственно, должностная инструкция такого универсального работника должна включать в себя все требования по знаниям и умениям вышеперечисленных специалистов.

Должностные обязанности сотрудников транспортного отдела:

  • Ответственный за БДД должен:
    - разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролировать их выполнение;
    - анализировать причины возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке готовить отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению;
    - осуществлять сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, с данными Государственной инспекции по безопасности дорожного движения МВД России;
    - разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; организовывать и проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе;
    - информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий;
    - устанавливать причины и обстоятельства возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения;
    - контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
    - контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров;
    - организовывать проведение инструктажа водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств в различных дорожных и климатических условиях;
    - контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха водителей;
    - организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
    - организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
  • Диспетчер должен:
    - организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;
    - принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей;
    - инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
    - обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;
    - принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;
    - заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления;
    - рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;
    - выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;
    - составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
    - координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;
    - принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
    - проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;
    - обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;
    - осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;
    - организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.
  • Контроллер технического состояния ТС должен:
    - контролировать техническое состояние автотранспортных средств и прицепов, возвращающихся на места стоянок с линии, а также после технического обслуживания и ремонта;
    - осуществлять контроль за графиками проведения технического обслуживания и плановых ремонтов автотранспортных средств;
    - оформлять техническую и нормативную документацию на повреждения и заявки на ремонт или устранение неисправностей с их соответствующей регистрацией;
    - обеспечивать соблюдение норм расхода эксплуатационных материалов;
    - организовывать доставку автотранспортных средств с линии (с объектов работ) на места стоянок в случаях аварии или дорожно-транспортных происшествий.

Процесс выпуска автомобиля на линию выглядит следующим образом:

Это просто картинка. Процесс описания выпуска на линию - ниже
  • Водитель начинает работу с появления перед ответственным за БДД (руководителем) и получает от него нагоняй за нарушение ПДД. При необходимости ответственный за БДД проводит инструктаж водителя с записью в соответствующий журнал, доводит до сведения водителя касающиеся его нововведения вышестоящего руководства и правительства. Если всё в порядке, водитель направляется к диспетчеру. По времени, как правило - 3-15 минут
  • Диспетчер выдает водителю заполненный путевой лист и объясняет как и куда ехать и ставит свою отметку в путевом листе. По времени - 3-10 минут
  • Далее, с путевым листом водитель направляется к медработнику, проводящему предрейсовый осмотр. Когда водителю измерено давление, проведены опрос и тестирование на алкоголь, становится окончательно понятно, что водитель здоров, трезв, бодр и весел, о чём ставится отметка в путевом листе. Это займет еще 5-10 минут.
  • Заключительный этап - визит к контроллеру по выпуску автомобиля на линию (механику). Водитель занимает рабочее место и демонстрирует механику, что автомобиль работоспособен, тормозит, поворачивает колёса, светит и т.д., в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Если состояние автомобиля нареканий у механика не вызвало, последний делает финальную отметку в путевом листе и водитель, наконец-то, может отправиться в рейс.
Нужно отметить, что приведенное выше описание носит ориентировочный характер и может иметь более сложную структуру (таксировка, заправка, общение со специалистом АСМАП при международных перевозках и т.д.)

Хотите организовать необходимые мероприятия по транспорту у себя на предприятии или проверить наличие ошибок в уже имеющемся АТП? Нажмите ТУТ!

Нужен механик и ответственный за безопасность дорожного движения? Хотите направить своего механика на учебу? Нажмите ТУТ!


Вернуться к навигатору по вопросам

Если в организации есть транспорт, нужен ли механик (ответственный за БДД)? Кто может быть механиком? Какие документы должны быть у механика? Где пройти обучение по БДД?

На каждом предприятии, независимо от размера и направления деятельности, эксплуатирующем хотя бы даже один автомобиль, должна быть введена должность специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения (в соответствии со статьей 4, п.1, Федерального Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ст.20, п.4 «О безопасности дорожного движения».

В организациях, где численность водительского состава до 150 водителей - создаётся отдельная штатная единица специалиста по БД, более 150 водителей - минимум 2 штатные единицы (РД-200-РСФСР-12-0071-86-03).

В соответствии с Приказом Минтранса от 28.09.2015г ответственным за безопасность дорожного движения может быть лицо с высшим образованием, имеющим диплом по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Если диплом по любой другой специальности - необходимо пройти профессиональную переподготовку (250 часов) в учебном центре, имеющем соответствующую лицензию.

Необходимо учесть, что учебные центры проводят только обучение.
Сдача экзамена на соответствие аттестационным требованиям (аттестация) проходит в региональных органах государственного управления на транспорте. После успешной сдачи экзамена выдается удостоверение специалиста по безопасности дорожного движения государственного образца. Срок действия такого удостоверения - 5 лет.


Резюме:

  • если предприятие небольшое, назначаем любого, согласного на это сотрудника организации, имеющего высшее образование, по совместительству механиком и ответственным за БДД.
  • Если водителей менее 150 - создаем одну соответствующую ставку. Издаем приказ о назначении сотрудника ответственным за безопасность дорожного движения. Сотрудник подписывает соответствующую должностную инструкцию.
  • Отправляем сотрудника на учебу и аттестацию, получаем диплом специалиста по БДД и удостоверение о прохождении аттестации.
  • Выдаем новоиспеченному специалисту журналы, путевые листы, нормативно-правовую документацию, вышаем на стену плакаты по БДД и контроллируем его деятельность 1 раз в месяц.

С этого момента за всё, что происходит с автомобилем на дороге несет ответственность назначенный специалист по безопасности дорожного движения, а не директор или кадровик!

Нужен предрейсовый технический контроль и специалист по безопасности дорожного движения? Нажмите ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Должностная инструкция механика, ответственного за безопасность дорожного движения. Какие журналы должен вести механик (ответственный за БДД)?

Образец должностной инструкции ответственного за БДД можно скачать ТУТ!

Перечень журналов, которые должен вести механик организации, эксплуатирующей транспорт (можно скачать, распечатать и вести):

  1. Журнал учета выдачи путевых листов
  2. Журнал учета инструктажа водителей по БДД.
  3. Журнал учета инструктажа на рабочем месте.
  4. Журнал учета ДТП и ежемесячных сверок с территориальными органами ГИБДД.
  5. Журнал учета нарушений ПДД.
  6. Журнал учета выхода автомобилей на линию.
  7. Журнал учета и контроля сроков выполнения замеров СО и СН, дымности.
  8. Журнал учета медицинских справок водителей
  9. Журнал ТОиР

Нужен механик и ответственный за безопасность дорожного движения? Нажмите ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Кто может работать водителем, и как документально оформить водителя на работу. Может ли автомобилем управлять сотрудник организации - не водитель

  1. Если рассматривать вопрос с точки зрения сотрудника ГИБДД, проверяющего документы на дороге, то здесь всё просто. Комлект документов, предъявляемых сотруднику ГИБДД, согласно Правилам дорожного движения включает:
    • водительское удостоверение,
    • регистрационные документы на ТС (свидетельство о регистрации ТС),
    • документ, подтверждающий право пользования ТС (доверенность),
    • в установленных случаях - путевой лист, лицензионную карточку (при осуществлении пассажирских перевозок, международных перевозках, перевозках опасных и негабаритных грузов и т.д.),
    • документы на перевозимый груз (накладные, договоры на перевозку и т.д.)
    • и страховой полис ОСАГО.
  2. С точки зрения контроллирующих органов ситуация выглядит сложнее. Необходимо доказать соответствие лица, управляющего ТС, квалификационным требованиям, предоставить данные контроля за его маршрутом, рабочим временем, состоянием его здоровья.
    Таким образом, водителем может быть лицо:
    • прошедшее предварительный и профилактический, предрейсовый и, при пассажирских перевозках и перевозках опасных грузов - послерейсовый медицинские осмотры;
    • прошедшее обучение по ежегодной 20-ти часовой программе, а в некоторых случаях - специальное обучение (перевозка опасных грузов, правила оказания первой медицинской помощи и т.д.),
    • прошедшее стажировку,
    • прошедшее инструктажи по технике безопасности
    • имеющее соответствующую квалификацию (соответствие категории водительского удостоверения, опыт работы более 3-х лет при перевозке пассажиров и т.д.).
    Водитель ТС назначается на соответствующую должность (приказ о приеме на работу), подписав должностную инструкцию.
    Его рабочее время табелируется и за этот труд выплачивается заработная плата.
  3. Что делать, если автомобилем организации управляет генеральный директор, главный бухгалтер или другой сотрудник, которого "не хочется" оформлять водителем?
    С точки зрения любого надзорного органа лицо, управляющее ТС является его водителем. Если ТС принадлежит юридическому лицу, управлять им должен сотрудник организации, соответствующий квалификационным и иным требованиям, устанавливаемым законодательством РФ для водителей.
    Однако, чтобы не вводить в штатное расписание ставку водителя и не расчитывать зарплату совместителя, необходимо в трудовой договор и должностную инструкцию сотрудника, эксплуатирующего автомобиль, внести пункты о возможности использования (управления) ТС в рабочее время для производственных нужд.
    Параллельно, руководителем организации издается приказ с перечнем автомобилей и сотрудников, эксплуатирующих эти автомобили. На основании приказа водителю выписывается доверенность и путевая документация.
    Необходимо помнить, что указанная схема не освобождает сотрудников от прохождения предрейсовых процедур.
Вернуться к навигатору по вопросам

Какие документы должны быть у водителя при приеме на работу?

В соответствии со статьей 3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (утв. приказом Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. № 27) лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии:

  1. наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  2. наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования (наличие дйствующей водительской медицинской справки);
  3. соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.
С целью проверки соответствия водителя поручаемой ему работе по безопасному осуществлению конкретного вида перевозок он может быть принят на работу с испытательным сроком в соответствии с действующим законодательством о труде.

Вернуться к навигатору по вопросам

Инструктажи водителей. Кто, зачем и как их проводит? Как оформить?

Инструктажи водительского состава - очень важный пункт раздела "Повышение компетентности и профессионального мастерства". "Некомпетентность и немастеровитость" водителей (равно, как и ответственного за БДД, проводящего инструктажи) обойдётся предприятию в 100 000 рублей, в соответствии со статьёй 12.31.1 КоАП РФ.
Всё вроде бы не сложно, но есть ньюансы:
  1. Инструктажи проводятся ответственным за организацию безопасности дорожного движения на предприятии, прошедшим обучение.
  2. Вводный инструктаж проводится СОВМЕСТНО с инженером по охране труда. Это вотчина трудовиков. А вот сезонный (2-а раза в год), специальный (внеплановый) и предрейсовых (перед каждым рейсом, в случае перевозки опасных грузов, детей, командировок) проводится имено ответственным за БДД.
  3. Не забудьте провести специальный инструктаж, если водитель побывал в ДТП или грубо нарушил ПДД.
  4. Короче говоря, руководствуйтесь ✔ положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом.
  5. При проведении инструктажей по БДД обязательно нужно руководствоваться ✔ набором инструкций там, где это возможно. Если подходящей инструкции нет, ничего страшного, но лучше такую инструкцию придумать и создать, дополнив приведенный шаблон. Это убедит сотрудника УГАДН, что у Вас всё продумано!
  6. Все проведённые и "не очень" проведённые инструктажи заносятся в журнал инструктажей на рабочем месте с указанием их тем (номеров инструкций). Не стоит плодить журналы по каждому отдельному виду инструктажей. Вводные инструктажи - в один журнал, все остальные - во второй.

Нужен механик и ответственный за безопасность дорожного движения? Нажмите ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Кто должен проходить стажировку и можно ли без неё обойтись?

Начнём с того, что же такое стажировка?

Стажировка - повышение профессионального мастерства водителей. Т.е., с точки зрения законодательства, принимая водителя на работу нельзя быть уверенным, что водитель достаточно квалифицирован. А то, что он имеет водительское удостоверение и, возможно, многолетний стаж работы, как бы ничего не значит. Прямое требование создавать условия для повышения квалификации водителей и проводить стажировку устанавливается статьей 20 Федерального Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также приказом Минтранса №7 от 15.01.2014г (Приложение №2, п.1.3).

В каких случаях водитель должен пройти стажировку?

В вышеназванном приказе Минтранса №7 указано - "при переводе на новый маршрут и при переводе на новый тип (модель) транспортного средства".

Хорошо! А всё-таки как провести стажировку и нужно ли водителю категории, например, "В" проходить ту самую стажировку?

Тут сложнее! Единственный документ, регламентирующий проведение стажировки водителей - Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09 от ДА-ДА! 20.01.1986 года. Это действующий документ и ничего более свежего в настоящий момент нет!

Итак:

  1. Cтажировка проводится "работниками отдела кадров, служб безопасности движения, главным инженером и диспетчером";
  2. Допуск водителя к самостоятельной работе любой модели без предварительной стажировки ЗАПРЕЩЕН;
  3. Стажировка проводится на том типе и МАРКЕ транспортного средства, на котором водитель дальше будет работать самостоятельно. Если водитель с Мерседеса пересел на БМВ - добро пожаловать в мир повышения профессионального мастерства;
  4. Стажировка осуществляется опытным ВОДИТЕЛЕМ-НАСТАВНИКОМ, имеющим не менее 3-х лет стажа вождения без нарушений ПДД, который подбирается из наиболее опытных водителей предприятия. Водитель-наставник назначается приказом по предприятию и должен быть ознакомлен со своей новой обязанностью. Стоит учесть, что водители-претенденты в наставники частенько отказываются от такого счастья без соответствующего повышения оплаты труда;
  5. Все результаты такого повышения квалификации (предмаршрутная и маршрутная подготовка) заносятся в ✔ лист стажировки, а по её завершении, при удачной сдаче экзамена водителем-стажером, выпускается приказ о допуске его к самостоятельной работе;
  6. Обязательность и продолжительность стажировки, в соответствии с РД устанавливается для водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей.

То есть, если на работу принят водитель категории "В", стажировка не нужна?

Ничего подобного! Статья 212 ТК РФ об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда требует недопускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и т.д. Таким образом, стажируем ВСЕХ водителей!

А как быть, если водитель в организации всего один? Как и кому стажировать водителя ИП, который работает сам на себя?

Надзорным органам до этого, по большому счёту, дела нет. Проводите стажировку, как хотите, но по Закону и в обязательном порядке!
С точки зрения инспектора УГАДН ситуация угадывается однозначно: отсутствие стажировки водителей - грубое нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения! с соответствующим наказанием по КоАП.

Вернуться к навигатору по вопросам

Обучение водителей по 20-часовой программе

Одним из мероприятий, организации которых требует законодательство, является обязательное ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе. Программа эта утверждена ✔ (РД-26127100-1070-01), организация не сложна.
Есть 3 варианта организации учёбы водителей:
  1. Вариант попроще, но подороже.
    Издаем приказ по предприятию о направлении водительского состава на обучение, подбираем учебный центр, платим по 300-500 рублей за человека, получаем удостоверения о том, что водители требуемое обучение прошли;
  2. Вариант посложнее, но подешевле.
    Опять таки начинаем с приказа о направлении водителей на учёбу, но в приказ добавляем строчки о том, что учёба будет проходить на базе предприятия, а преподавателем будет ответственный за безопасность дорожного движения; Водители собираются в учебном классе (как правило - уголок БДД), преподаватель (он же ответственный за БДД) в течение 5-10 дней, по 2-4 часа читает водителям лекции ✔ из методички и проводит практические занятия по утвержденной программе (учебный план, выдранный из РД-26127100-1070-01). Посещаемость занятий водителями вносится в ✔ специальный журнал, а результаты итоговой проверки знаний водителей заносятся в ✔ протокол. Именно эти документы и захочет увидеть надзорный орган. ВСЁ!
  3. ничего не делать и получить штраф от инспекции...

Вернуться к навигатору по вопросам

Что такое уголок (класс) БДД? Какие плакаты по безопасности дорожного движения должны быть?

Уголком по безопасности дорожного движения, по идее должна быть диспетчерская или кабинет механика, но подойдет абсолютно любое помещение. Желательно, чтобы в этом помещении стояло несколько столов, т.к. в подобном классе можно проводить ежегодное обучение водителей по 20-часовой программе (см. выше).
На стене должны висеть следующие плакаты:
  • общепознавательный плакат по БДД;
  • знаки дорожного движения;
  • вождение автомобиля в сложных погодных условиях;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • перевозка крупногабаритных и опасных грузов (для тех, кто этим делом занимается).
Вообще, информацию о том, какие именно плакаты должны висеть, в нормативно-правовых актах найти сложно, поэтому руководствуйтесь здравым смыслом и советским РД-200-РСФСР-12-0071-86-07.

Вернуться к навигатору по вопросам

Нужно ли вести путевые листы?

По поводу обязательности наличия у водителя путевого листа и его формы существует несколько мнений:
  1. В Федеральном Законе от 10.12.1995г. №196-ФЗ про путевые листы не сказано ни слова;
  2. Федеральный закон от 8 ноября 2007г. №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в статье 6, а также Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008г. №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" гласит об обязательности ведения путевых листов на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом... ;
  3. В соответствии с ч.1 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, и п.1 ст.252 НК РФ расходование ГСМ на предприятии должно быть документально подтверждено первичными документами, к которым относятся путевые листы и квитанции об оплате ГСМ.
Таким образом, основной Закон, как бы не требует ведения путевого листа, но он всё же необходим по другим законам и приказам, да и с путевыми листами проще жить и работать. Во первых - путевой лист, помимо ключевых реквизитов, включает отметки медика о прохождении предрейсового медосмотра и механика о предрейсовом техническом осмотре. Наличие последнего должно "успокоить" сотрудника ГИБДД или УГАДН (транспортного инспектора) и не провоцировать на вызов в территориальное подразделение на документарную проверку. О законности последнего существует много споров, но исходить целесообразнее из здравого смысла и экономии времени.
Кстати, путевые листы являются первичной отчетной документацией и хранятся не менее 5 лет.

Вернуться к навигатору по вопросам

Какой формы должны быть путевые листы (свободной формы или "госкомстатовской"? Можно ли выписывать путевые листы на месяц?

Для автотранспортных предприятий, занимающихся перевозками пассажиров, опасных грузов и международными перевозками обязательно применение унифицированных форм путевых листов, остальные могут вести путевые листы свободной формы (письмо Минфина России от 20.02.2006г. №03-03-04/1/129, письмо Минфина России от 25.08.2009г. №03-03-06/2/161), с указанием обязательных реквизитов (Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"):

  1. К обязательным реквизитам-константам относится информация о транспортном средстве (тип и модель ТС, номерной знак), водителе (только ФИО, номер водительского удостоверения не обязателен), владельце ТС (Наименование, адрес и телефон, для ИП - ФИО и номер телефона). Обязательным является наличие углового штампа организации на путевом листе;
  2. К изменяемым реквизитам (данные, меняющиеся и фиксируемые в путевом листе каждый день, независимо от того, на какой срок он был выдан!) относятся:
    • номер, срок действия путевого листа и дата его выдачи;
    • показания одометра (полные км пробега) при выезде и заезде в гараж;
    • дату и время выезда и заезда ТС на постоянную стоянку;
    • также целесообразно в путевом листе ежедневно ставить отметку механика об исправном состоянии автомобиля при выезде на линию и возврате с нее.
      Минтрансом разработаны изменения в Приказ №152, в соответствии с которыми, с марта 2017 года появится новый обязательный реквизит: отметка о технической исправности и допуске ТС к рейсу. Т.е. никаких новых форм путевых листов в 2017 году не будет. Станет обязательной отметка механика (штамп) с датой и временем технического предрейсового осмотра. Однако, в настоящий момент изменения не утверждены;
    • отметка медработника о прохождении предрейсового медосмотра
    • расчет потраченного топлива на 1 км пробега (нужен для учета экологических рисков)
Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" предусматривает выдачу путевого листа на срок не более одного месяца. Если Вы решили, что для Вашей организации проще вести по одному путевому листу в месяц, целесообразно поступить следующим образом:
- на лицевой стороне разместить постоянные, неизменяющиеся данные.
- на оборотной стороне построить табличку, учитывающую переменные (даты и время выезда и заезда, показания одометра, отметки медработника и механика.
Образец оборотной стороны путевого листа, выдаваемого более, чем на 1 день можно скачать ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Изменения в путевом листе в 2017 году. Отметка механика в путевом листе. Как выглядит? Кто ставит? Нужен ли штамп?

Достаточно ли в путевом листе подписи механика (контролера за техническим состоянием автомобиля) о предрейсовом техническом контроле или нужен штамп?
Изменения в Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" звучат следующим образом: "16.1. Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния транспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов." Если изменения вступят в силу (март 2017?), потребуется отметка о том, что "Предрейсовый технический контроль пройден, дата, время".
Учитывая, что утвержденные формы путевых листов не содержат приведенных выше данных, целесообразно изготовить соответствующий штамп. Однако, стоит отметить, что речь идет всё же об "отметке", а не о штампе. Поэтому, если Вы ведёте самостоятельно разработанные путевые листы, просто добавьте вышеуказанные реквизиты.
Штамп медика
Образец штампа механика
Штамп медика
Образец штампа медработника
Вернуться к навигатору по вопросам

Кто может выпускать автомобили на линию, если механик болен или в отпуске?

Выпускать автомобили на линию должны специалист по безопасности дорожного движения и контролёр по выпуску ТС на линию, прошедшие обучение в соответствии с приказом №287 Минтранса РФ. Если один из этих сотрудников выбывает в связи с отпуском или по болезни, его должен подменить другой ОБУЧЕННЫЙ сотрудник, назначенный соответствующим приказом.

В соответствии со статьёй 12.31.1 КоАП РФ выпуск автомобилей и водителей с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Вывод: Так как, с точки зрения трудового законодательства, не давать сотруднику отпуск - проблематично, а найти неболеющего механика - вообще нонсенс, целесообразно:
- либо иметь запасной "комплект" обученных сотрудников и надеяться, что оба механика одновременно не выйдут из строя,
- либо заключить договор транспортного аутсорнига на время отпуска или болезни механика с компанией, профессионально оказывающей подобные услуги.


Предрейсовый технический контроль по аутсорсингу ТУТ!

Вернуться к навигатору по вопросам

Новая форма путевого листа и новая форма журнала учёта выхода автомобилей на линию с декабря 2017 года

С 15-25 декабря вступили в силу 2 новых приказа Минтранса, приказ №476 от 7 ноября "О внесении изменений в отдельные приказы ... по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов" и приказ №141 от 6 апреля 2017 года "Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния ТС". Приказы, надо сказать, особо ничего нового не вводящие, кроме пары пунктов, и содержащие несколько страничек текста. Однако, уровень шума и общественного резонанса с введением этих приказов зашкаливает благодаря попаданию информации о них в СМИ. Как в старом анекдоте:
"-Мадам, после того, что случилось между нами прошлой ночью, я как джентльмен, обязан на Вас жениться!
- Господи, да что случилось-то?"

Итак, давайте разбираться:

Приказ №476

1. Приказ повторяет прежние догмы о том, что в путевые листы необходимо ставить отметку контроллёра по выпуску ТС на линию после проведения предрейсового технического контроля с датой и временем. Это уже давно не новость, а приведение законодательства в соответствие.
2. Единственная норма вышеуказанного приказа, являющаяся новостью - необходимость добавить ОГРН в обязательные реквизиты, после номера телефона и адреса организации. А мы-то в штамп раньше рекомендовали ИНН добавить... Но ОГРН - намного серьезнее... Тем не менее, если в строке путевого листа "Владелец ТС" не будет указан ОГРН или ОГРНИП, или будет отсутствовать угловой штамп с указанным реквизитом - это уже повод заподозрить предпринимателя во всех тяжких грехах и пригласить его на проверку.
3. Вышеназванное законодательное творение содержит весьма приметную своей запутанностью норму, суть которой сводится к следующему: если раньше нужно было ставить отметку, как ПЕРЕД выездом на линию, так и по ВОЗВРАЩЕНИИ с неё, то теперь отметка ставится только ДО выезда. Как это трактовать? Как отмену послерейсового технического контроля? Как отмену предрейсового контроля после рейса? Как отмену ОТМЕТКИ послерейсового технического контроля? Нужно ли ставить подпись механика (контролёра), что автомобиль им после рейса принят или после рейса можно вообще ничего не ставить? Или это жонглирование словами "ДО" и "ПОСЛЕ" без изменения сути, с целью придать пухлость публикуемому документу?
Вывод: ставьте подпись контролёра после рейса, а еще лучше дату и время приёмки автомобиля. Хуже не будет.

Приказ №141

1. Приказ говорит нам, как проводить предрейсовый технический контроль автомобиля. Ну наконец-то, кажется, мы узнаем как это делать! Ан нет! Не узнаем. Автомобиль просто не должен иметь неисправностей, перечисленных в ПДД и соответствовать техрегламенту. Единственное нововведение в перечне неисправностей, отстутствие которых декларирует механик, извините, контролёр - исправность "...аппаратуры спутниковой навигации и устройств вызова оперативных служб". Каким образом, позвольте поинтересоваться? Каждое утро, все у кого кнопка SOS установлена в машине, обязаны на неё нажать и пообщаться с обалдевшей тётей-диспетчером, сообщив, что мы де просто проверяем её, то есть кнопки и тёти работоспособность во исполнение приказа Минтранса?... Ну да! Приступаем с 25 декабря 2017 года! Да, кстати не забудьте, что ежеутренне необходимо "проверить герметичность... системы выпуска отработавших газов..."
2. Новость неприятная: теперь водитель в журнале учёта выхода на линию обязан расписаться. Раньше и утверждённой формы то не было. И не спорьте со мной! Та форма, которую мы с вами (некоторые из нас) ведем, была закреплена давно не действующим приказом. А вот теперь она, то бишь форма, утверждена! Скачать форму журнала учёта выхода автомобилей на линию, как её видит Минтранс можно тут!
Примечательное событие: в этом приказе, подобно разобранному выше, ни слова не говорится о возврате с линии, в том числе, в части ведения журнала... Возврат с линии можно больше не записывать? Да вас охрана труда съест, ведь контроль соблюдения режима труда и рабочего времени водителя закреплена за БДДшником, в том числе.


Вернуться к навигатору по вопросам

Какова ответственность водителя и перевозчика (организации и должностного лица) за выпуск автомобиля без путевого листа, отметки механика и медика?

Административная ответственность при нарушении правил перевозок и эксплуатации автотранспорта наступает в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП) по статье 12.31.1 (Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом):
Часть 1 - Осуществление перевозок ... с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20000 рублей; на юридических лиц - 100000 рублей;
Часть 2 - Осуществление перевозок ... с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 рублей; на должностных лиц - 5000 рублей; на юридических лиц - 30000 рублей;
Часть 3 - Осуществление перевозок ... с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 рублей; на должностных лиц - 5000 рублей; на юридических лиц - 30000 рублей.

Самое неприятное, что за наложением штрафа следует приглашение в территориальный отдел ГИБДД, либо УГАДН со всеми документами, перечисленными в вопросе о "мероприятиях на транспорте".

В соответствии с Уголовным Кодексом РФ, Статья 266 "Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями", в случае ДТП с летальным исходом: от 5 до 7 лет лишения свободы.


Вернуться к навигатору по вопросам

Что делать, если ГИБДД поймало водителя без путевого листа?

  1. Приготовиться к визиту в территориальное подразделение ГИБДД, где был остановлен водитель.
  2. Уточнить, писал ли водитель объяснительную, и если писал, выяснить дословно, что именно.
  3. Уточнить, был ли пойманый водитель трезв и не нарушил ли чего-нибудь ещё.
  4. Явиться в территориальное подразделение ГИБДД к назначенному времени. Получить список документов, которые необходимо предоставить. НЕ БОЛТАТЬ ЛИШНЕГО!
  5. Если водитель был трезв, и ваша организация не занимается перевозками - ссылайтесь на возможность эксплуатировать ТС без путевых листов (см. выше).
  6. Если предприятие транспортное, были нарушения ПДД со стороны водителя, либо ДТП, либо водитель предъявил инспектору ГИБДД незаполненный путевой лист, либо Вы не хотите, по какой-то причине доказывать что-либо инспектору - готовьтесь к предписанию (штрафы указаны выше) и, по факту, к документарной проверке, т.к. инспектор запросит от Вас уставные документы, документы водителя, ответственного за БДД, механика, договор на предрейсовые медицинские осмотры, копии журналов механика и т.д.
  7. Если Вы или водитель признались инспектору, что никаких механиков и медиков на предприятии нет, если водитель предъявил при проверке пустой/недозаполненный путевой лист - не пытайтесь организовать всё задним числом, т.к. за это грозит статья 292 УК РФ (служебный подлог).
  8. Приготовьтесь к тому, что организовывать всё по правилам придётся в любом случае, даже если Вам удалось "договориться" с сотрудником МВД, т.к. последний обязан по факту выявленного нарушаться также отчитаться перед вышестоящим руководством о том, что Ваше предприятие встало на путь исправления.
  9. В качестве p.s. Некоторые организации, сотрудники которых сумели сохранить в тайне от ГИБДД отсутствие в фирме проводимых мероприятий по безопасности дорожного движения, но попавшиеся на том, что путевого листа нет трактуют это, как ошибку водителя, забывшего путевой лист "на базе", либо как ошибку механика, путевой лист не выдавшего. Непосредственно перед проверкой предприятие заключает необходимые договоры задним числом и предъявляет сотрудникам внутренних органов в подтверждение своих слов "о забытом путевом листе" заполненные журналы предрейсовых медосмотров, учета выхода автомобилей на линию и движения путевых листов и т.д.
    Мы категорически не одобряем подобный подход, т.к. это - нарушение Закона!
Вернуться к навигатору по вопросам

Нужно ли организовывать предрейсовые медицинские осмотры водителей, если деятельность организации не связана с транспортом?

Ответ: НУЖНО!
Согласно Федеральному Закону от 10.12.1995г. №196-ФЗ обязательные медосмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Никаких указаний на то, что можно обойтись без предрейсовых медосмотров "нетранспортным" или каким-либо еще организациям - нет.
ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ "ИСПРАВЕН" В ЛЮБОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕЗАВИСИМО ОТ ЕЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОЛИЧЕСТВА АВТОМОБИЛЕЙ.
К тому же, пункт 4, статьи 23 вышеуказанного Закона гласит: "Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки".

Вернуться к навигатору по вопросам

Кто имеет право проводить предрейсовые медицинские осмотры? Можно ли нанять медсестру в штат организации? Нужна ли лицензия на организацию и проведение обязательных предрейсовых медосмотров?

Организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры имеет право только медицинская организация, имеющая лицензию на выполнение соответствующего вида работ (Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. №291 "О лицензировании медицинской деятельности").

Медработник, проводящий предрейсовые медосмотры должен состоять в штате медицинской организации, имеющей лицензию, а также должен иметь документ о соответствующем повышении квалификации (в соответствии с Приказом Минздрава №308 от 14.07.2003г).

КСТАТИ: В свое время, при обновлении Федерального Закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ, в него попала следующая формулировка: Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Возник вопрос о возможности проведения предрейсовых медосмотров без лицензии, т.к. часть 4 статьи 24 Федерального закона "Об основах охраны здоровья..." от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ гласит: В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В итоге, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно Министерство здравоохранения РФ издало Приказ №835н от 15.12.2014г., пункт 8 которого гласит: Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками ..., медицинской организацией ... при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

Вернуться к навигатору по вопросам

С кем заключить договор на организацию и проведение предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров? Сколько стоит проведение медосмотров?

Получить еще больше информации по вопросам организации и проведения предрейсовых осмотров, также узнать цены Вы можете на сайте www.predreis.info

Вернуться к навигатору по вопросам

. Если Вы не нашли ответ на интересующий Вас вопрос, задайте его в письме predreis@predreis.info