+7 (925) 028-87-55
predreis@predreis.info

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К ТАХОГРАФАМ

Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36
"Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"

(ред. от 15.10.2019)

ТРЕБОВАНИЯ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

I. Общие положения

1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.

2.Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и состоит из бортового устройства, а также следующих внешних компонентов:

  • 1) карты тахографа (далее - карты);
  • 2) датчик движения;
  • 3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
  • 4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
  • 5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:

  • 1) устройство обработки данных;
  • 2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
  • 3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
    • аутентификацию;
    • регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
    • преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
    • синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);
  • 4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
  • 5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
  • 6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией - изготовителем тахографа);
  • 7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
  • 8) средство отображения информации (дисплей);
  • 9) печатающее устройство;
  • 10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
  • 11) средства визуального и звукового предупреждения;
  • 12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
  • 13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
  • 14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
  • 15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
  • 16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
  • 17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).

4. Типы карт тахографа:

  • 1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;
  • 2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;
  • 3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;
  • 4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств) с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.

5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.

6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).

7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:

  • 1) рабочий режим - режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;
  • 2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;
  • 3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
  • 4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.

III. Требования к картам

45. Внешний вид карт приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.

46. Конструкция и физические характеристики карт:

  • 1) типоразмер - ID-1 (CR-80);
  • 2) материал изготовления - поликарбонат;
  • 3) тип карты - контактная.

47. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.

48. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:

  • 1) карта водителя: белый;
  • 2) карта контролера: голубой;
  • 3) карта мастерской: красный;
  • 4) карта предприятия: желтый.

49. Карта соответствует требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. N 512 "Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных".

50. Состав команд операционной системы карты, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карты соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".

51. Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.

52. Интерфейс карты поддерживает режимы T=0 и T=1.

53. Карта функционирует при напряжении питания: Vcc = 3 В (+/- 0,3 В); Vcc = 5 В (+/-0,5 В).

54. Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для ее аутентификации.

55. Разработка и производство карты осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).

56.Карта обеспечивает хранение:

  • 1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер);
  • 2) серийного номера карты;
  • 3) идентификатора организации - изготовителя карты.

57. Карта водителя, кроме данных, указанных в пункте 56 настоящих Требований, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

  • 1) номер карты;
  • 2) наименование организации, выдавшей карту, дата выдачи;
  • 3) дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;
  • 4) фамилия и имя держателя карты;
  • 5) дата рождения держателя карты;
  • 6) номер водительского удостоверения;
  • 7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.

58. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения карты на транспортном средстве):

  • 1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается) и показание счетчика пробега транспортного средства;
  • 2) дата и время последнего использования транспортного средства (то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается) и показания счетчика пробега транспортного средства;
  • 3) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).

59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:

  • 1) дата;
  • 2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);
  • 3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;
  • 4) статус водителя на 00 часов 00 минут;
  • 5) время изменения:
    • статуса управления (экипаж, один);
    • состояния считывающего устройства (водитель, второй водитель);
    • положения карты (вставлена, не вставлена);
    • вида деятельности (управление, готовность, работа, перерыв/отдых).

60. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются периоды времени управления транспортным средством:

  • 1) дата и время ввода;
  • 2) показания счетчика пробега транспортного средства.

61. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой:

  • 1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
  • 2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
  • 3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
  • 4) прекращение электропитания;
  • 5) ошибка данных о движении;
  • 6) попытки нарушения защиты.

62. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 61 настоящих Требований:

  • 1) код события;
  • 2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается);
  • 3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается);
  • 4) регистрационный номер транспортного средства;
  • 5) в случае события "Нестыковка времени":
    • дата и время начала события (соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства);
    • дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент);
    • данные о транспортном средстве (соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие);
  • 6) в случае события "последний сеанс использования карты завершен неправильно":
    • дата и время начала события (соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования);
    • дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие);
    • данные о транспортном средстве (соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно).

63. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:

  • 1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта);
  • 2) сбой в работе тахографа.

64. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа:

  • 1) код неисправности;
  • 2) дата и время возникновения неисправности (или дату и время ввода карты, если в момент ввода карты неисправность присутствовала);
  • 3) дата и время устранения неисправности (или дату и время извлечения карты, если в этот момент времени неисправность сохранялась);
  • 4) регистрационный номер транспортного средства.

65. Карта водителя обеспечивает хранение одной записи следующих данных о проверочных операциях:

  • 1) дата и время проверки;
  • 2) номер карты контрольного органа и название выдавшей ее организации;
  • 3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
  • 4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки);
  • 5) регистрационный номер транспортного средства.

66. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:

  • 1) дата и время начала сеанса (ввода карты);
  • 2) регистрационный номер транспортного средства.

67. Карта водителя обеспечивает хранение 56 записей следующих данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде", введенных при вставленной карте:

  • 1) дата и время начала ввода;
  • 2) тип ситуации.

68. Карта мастерской обеспечивает хранение данных, необходимых для осуществления активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа.

69. Карта мастерской обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

  • 1) номер карты;
  • 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
  • 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
  • 4) название мастерской;
  • 5) адрес мастерской;
  • 6) фамилия и имя держателя;
  • 7) четырех записей данных о транспортных средствах;
  • 8) трех пар записей данных о начале и/или завершении периодов времени управления транспортным средством;
  • 9) данных о событиях и неисправностях;
  • 10) данных о трех последних событиях каждого типа, указанных в пункте 60 настоящих Требований и данных о шести последних неисправностях каждого вида, указанных в пункте 63 настоящих Требований;
  • 11) данных о проверочных операциях;
  • 12) двух записей данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде".

70. Карта мастерской обеспечивает хранение:

  • 1) информации о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных;
  • 2) следующей информации о последних 88 корректировках установочных данных:
    • вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;
    • идентификационные данные транспортного средства;
    • данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);
    • идентификационные данные тахографа.

71. Карта контролера обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

  • 1) номер карты;
  • 2) название выдавшей карту организации, дата ее выдачи;
  • 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
  • 4) название контрольного органа;
  • 5) адрес контрольного органа.

72. Карта контролера обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о проверочных операциях:

  • 1) дата и время проверки;
  • 2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты);
  • 3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях);
  • 4) регистрационный номер транспортного средства;
  • 5) номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.

73. Карта предприятия обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:

  • 1) номер карты;
  • 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
  • 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
  • 4) наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) владельца транспортного средства;
  • 5) адрес владельца транспортного средства.

74. Карта предприятия обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о действиях владельца транспортного средства:

  • 1) дата и время осуществленного действия;
  • 2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
  • 3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае);
  • 4) регистрационный номер транспортного средства;
  • 5) номер карты водителя и название организации, выдавшей карту (в случае загрузки данных с карты).

V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации

78. Организации-изготовители осуществляют разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа (далее - оборудования) в соответствии с настоящими Требованиями.

79. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 20.02.2017 N55.

80. Модель тахографа и модель карты тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями блока СКЗИ тахографа, учтенными в перечне сведений о моделях блока СКЗИ тахографа.

Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.

Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенными в перечне сведений о моделях карт.

81. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).

82. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63 "Об электронной подписи" и нормативными правовыми актами, регулирующими создание и выдачу квалифицированных сертификатов.

83. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).

84. Осуществление выпуска карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63 "Об электронной подписи", выполняют организации, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.

85. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляет удостоверяющий центр, аккредитованный в установленном порядке.

86. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов осуществляют организации - изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.

87. Карты контролера, мастерских и предприятия содержат квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива СКЗИ тахографа и данным карты водителя.

88. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется с применением средств, соответствующих требованиям Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).

89. При активизации блока СКЗИ тахографа должно обеспечиваться выполнение следующих требований к тахографу:

  • 1) блоки СКЗИ тахографа в организации - изготовители тахографов и в мастерские поступают с загруженной ключевой информацией;
  • 2) ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа в процессе его производства, до загрузки в него квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа и завершения активизации СКЗИ тахографа не принадлежит владельцу транспортного средства;
  • 3) активизация блока СКЗИ тахографа осуществляется после аутентификации им карты мастерской;
  • 4) тахограф с неактивизированным блоком СКЗИ тахографа записывает на карту мастерской данные, необходимые для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа (далее - данные для создания сертификата ключа);
  • 5) мастерская направляет данные для создания сертификата ключа в аккредитованный удостоверяющий центр;
  • 6) мастерская, получив квалифицированный сертификат ключа блока СКЗИ тахографа, записывает его на карту мастерской;
  • 7) ввод квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа осуществляется путем ввода карты мастерской в тахограф, ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской блоком СКЗИ тахографа;
  • 8) проверка завершения загрузки квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа проводится путем взаимной аутентификации карты мастерской и блока СКЗИ тахографа;
  • 9) после загрузки в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа осуществляется загрузка в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства, а также установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа;
  • 10) после загрузки в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, активизация блока СКЗИ тахографа завершается, ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа, с этого момента принадлежит владельцу транспортного средства;
  • 11) мастерская направляет сведения об активизированных тахографе, блоке СКЗИ тахографа и идентификационных данных транспортного средства, в том числе сведения об идентификационном (VIN) и государственных регистрационных (VRN) знаках, марке, модели и категории транспортного средства, для их внесения в соответствующие перечни.

90. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет.

91. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов карт не превышает срока действия карт:

  • 1) срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей не превышает трех лет;
  • 2) срок действия квалифицированных сертификатов карт мастерских не превышает одного года;
  • 3) срок действия квалифицированных сертификатов карт контролера не превышает двух лет;
  • 4) срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет.

VI. Загрузка данных на внешние носители

92. Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.

93. На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:

  • 1) из бортового устройства;
  • 2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа;
  • 3) с карты тахографа.

94. Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:

  • 1) обзор;
  • 2) деятельность на указанную дату;
  • 3) события и неисправности;
  • 4) подробные данные о скоростном режиме;
  • 5) технические данные;
  • 6) выгрузка данных с карты.

95. Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.

96. В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.

97. Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.

98. Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.

99. При выгрузке данных из бортового устройства тахограф обеспечивает:

  • 1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство, и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным;
  • 2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством;
  • 3) возможность выбора данных для загрузки;
  • 4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;
  • 5) завершение сеанса загрузки.

100. Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.

101. Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.

102. Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:

  • 1) для неподписанных файлов данных;
  • 2) для подписанных файлов данных;
  • 3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.

103. Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:

  • 1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;
  • 2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.

Приложение N 1

к Требованиям

Таблица 1

Несовместимость карт при комбинации из любых действительных карт

Несовместимость карты

Считывающее устройство "Водитель"

карта не вставлена

карта водителя

карта контролера

карта мастерской

карта предприятия

Считывающее устройство "Второй водитель"

карта не вставлена

карта водителя

X

карта контролера

X

X

X

карта мастерской

X

X

X

X

карта предприятия

X

X

X

Таблица 2

Информация об управлении без соответствующей карты

Управление без соответствующей карты

Считывающее устройство "Водитель"

карта не вставлена (или недействительна)

карта водителя

карта контролера

карта мастерской

карта предприятия

Считывающее устройство "Второй водитель"

карта не вставлена (или недействительна)

X

X

X

карта водителя

X

X

X

X

карта контролера

X

X

X

X

X

карта мастерской

X

X

X

X

карта предприятия

X

X

X

X

X

Таблица 3

Обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров

Компонент, подвергаемый проверке

Проверка

Встроенная система проверки

Программное обеспечение

Проверка ПО тахографа

Контрольная сумма

Блок памяти

Доступ

Доступ, целостность данных

Интерфейсы для чтения карт

Доступ

Доступ

Клавиатура

Не предусмотрена

Ручная проверка

Печатающее устройство

(по усмотрению изготовителя)

Распечатка

Дисплей

Не предусмотрена

Визуальная проверка

Загрузка (осуществляется только в процессе загрузки)

Отсутствие сбоев в процессе загрузки

Не предусмотрена

Датчик движения

Отсутствие сбоев в процессе работы

Отсутствие сбоев в процессе работы

Блок СКЗИ тахографа

Отсутствие сбоев в процессе работы (программа самотестирования)

Отсутствие сбоев в процессе работы

Таблица 4

Хранение тахографом (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях

Событие

Требования хранения

Регистрируемые данные

Несовместимость карт

10 последних событий

Дата и время начала события; дата и время завершения события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации, которые явились причиной несовместимости

Управление без соответствующей карты

Наиболее длительное событие за каждые из 10 последних дней; 5 наиболее продолжительных событий за последние 365 дней

Дата и время начала события; дата и время завершения события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий за данный день

Ввод карты в процессе управления

Последнее событие за каждый из последних 10 дней

Дата и время события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных за указанный день

Неправильное завершение последнего сеанса использования карты

10 последних событий

Дата и время ввода карты; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; последняя дата сеанса использования, записанные на карте: дата и время ввода карты, регистрационный номер транспортного средства

Превышение скорости <*>

Самая высокая средняя скорость; зарегистрированная за последние 10 дней; пять фактов наибольшего превышения скорости, зарегистрированных за последние 365 дней; первое превышение скорости, зарегистрированное после последней калибровки

Дата и время начала события; дата и время конца события; максимальная скорость, измеренная во время события; среднее значение скорости, измеренной во время события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных в указанный день

Прекращение электропитания (данные регистрируются после восстановления электропитания с регистрацией времени с точностью до минуты)

Самое длительное событие за каждый из 10 последних дней; пять самых длительных событий за последние 365 дней

Дата и время начала события; дата и время конца события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации, вставленной в тахограф; число аналогичных событий, зарегистрированных в указанный день

Ошибка данных о движении

Самое длительное событие за каждый из 10 последних дней; пять самых длительных событий за последние 365 дней

Дата и время начала события; дата и время окончания события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных в указанный день

Попытка нарушения системы защиты

10 последних событий по каждому типу нарушения системы защиты

Дата и время начала события; дата и время конца события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; тип события

--------------------------------

Тахограф регистрирует и хранит:

дату и время последнего "контроля за превышением скорости";

дату и время первого зарегистрированного превышения скорости и число случаев превышения скорости после последнего контроля за превышением скорости.

Таблица 5

Данные об обнаруженных сбоях и неисправностях

Неисправность

Требования к хранению

Данные о неисправности, подлежащей регистрации

Сбой в работе карты

10 последних сбоев в работе карты водителя

Дата и время начала и окончания сбоя; тип ошибки, тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации

Сбой в работе тахографа

10 самых последних сбоев по каждому типу сбоя; первый сбой после последней корректировки установочных данных

Дата и время начала и окончания сбоя; тип ошибки; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации

Таблица 6

Режимы работы тахографа

Считывающее устройство "Водитель"

карта не вставлена

карта водителя

карта контролера

карта мастерской

карта предприятия

Считывающее устройство "Второй водитель"

карта не вставлена

рабочий

рабочий

контроль

корректировка установочных данных

предприятие

карта водителя

рабочий

рабочий

контроль

корректировка установочных данных

предприятие

карта контролера

контроль

контроль

контроль <*>

рабочий

рабочий

карта мастерской

корректировка установочных данных

корректировка установочных данных

рабочий

корректировка установочных данных

рабочий

карта предприятия

предприятие

предприятие

рабочий

рабочий

предприятие

--------------------------------

Карта вводится только в считывающее устройство "Водитель".

Приложение N 2

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
  • транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
  • транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
  • транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);

за исключением:

  • транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;
  • транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок", оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
  • пассажирских и грузовых троллейбусов;
  • автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
  • транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
  • транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не уплачивается;
  • находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
  • учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
  • транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.

Приложение N 3

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Список изменяющих документов

1. Использование тахографов осуществляется:

  • 1) водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;
  • 2) владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов;
  • 3) контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.

2. На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечне сведений о моделях тахографов.

На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.

3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.

4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров, соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях карт.

5. Водителю передается одна карта водителя.

6. При использовании тахографов ФБУ "Росавтотранс" осуществляется:

  • 1) учет в соответствующих перечнях сведений:
    • о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;
    • о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями - изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;
    • о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;
  • 2) организация приема, учета и регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, передаче карт (за исключением карт контролеров);
  • 3) организация информационного обмена при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт.

7. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских ФБУ "Росавтотранс" осуществляет на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:

  • 1) моделям тахографа;
  • 2) моделям блока СКЗИ тахографа;
  • 3) моделям карты тахографа;
  • 4) мастерским.

8. Для учета сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских указываются следующие данные:

  • 1) наименование и адрес организации-изготовителя и мастерской;
  • 2) фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного им лица;
  • 3) сведения о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:
    • технические характеристики тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;
    • проведенные испытания, экспертизы и иные процедуры, подтверждающие соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу);
  • 4) документы (их копии), подтверждающие указанные сведения.

9. Водители транспортных средств обязаны:

  • 1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
  • 2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
  • 3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
  • 4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
  • 5) осуществлять вывод на печать информации;
  • 6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
  • 7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
  • 8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
  • 9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации - изготовителя тахографа.

10. Водителям запрещается:

  • 1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
  • 2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
  • 3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
  • 4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
  • 5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
  • 6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.
  • 7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.

11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.

12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.

13. Владельцы транспортных средств:

  • 1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;
  • 2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией - изготовителем тахографа;
  • 3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;
  • 4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
  • 5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
  • 6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;
  • 7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
  • 8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;
  • 9) направляют в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
  • 10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
  • 11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа.
  • 12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Приложение N 4

ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

1. Настоящие правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:

  • 1) ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа;
  • 2) техническое обслуживание тахографа;
  • 3) ремонт тахографа и/или внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие с Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу), включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее - модернизация тахографа);
  • 4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
  • 5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.

2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа включает:

  • 1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций - изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;
  • 2) ввод в тахограф данных, калибровку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации - изготовителя тахографа;
  • 3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ "Росавтотранс".

3. Техническое обслуживание тахографа включает:

  • 1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
  • 2) калибровку тахографа.

4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также калибровка тахографа проводится при соблюдении следующих условий:

  • 1) транспортное средство в снаряженном состоянии с водителем;
  • 2) давление в шинах соответствует инструкциям организации - изготовителя транспортного средства;
  • 3) износ шин соответствует требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" <*>;
  • 4) транспортное средство приводится в движение собственным двигателем и двигается прямолинейно по ровной поверхности на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации - изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.

5. Калибровка тахографа включает:

  • 1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
  • 2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
  • 3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного (VIN) и государственного регистрационного (VRN) номеров транспортного средства.

6. Калибровка тахографа проводится один раз в три года либо после:

  • 1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
  • 2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
  • 3) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
  • 4) замены блока СКЗИ тахографа;
  • 5) нарушения пломбировки тахографа.

7. Калибровка тахографа завершается его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы устанавливаются на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов ГНСС, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.

8. Ремонт и/или модернизация тахографа осуществляются согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации - изготовителя тахографа.

После ремонта и/или модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.

9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации осуществляются согласно технической документации организаций - изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.

При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны: 1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;

  • 2) уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа;
  • 3) направить информацию об уничтожении ключевой информации в ФБУ "Росавтотранс";
  • 4) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

10. При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. После вывода тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или окончанием срока эксплуатации:

  • 1) мастерские должны выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
  • 2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382);
  • 3) направить информацию в ФБУ "Росавтотранс" для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.

12. Владелец транспортного средства по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа:

  • 1) осуществляет его утилизацию;
  • 2) обеспечивает направление информации в ФБУ "Росавтотранс" для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень.

Приложение N 5

ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, осуществляется мастерскими, владельцами транспортных средств в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.

2. При контроле осуществляется проверка соблюдения следующих требований:

  • 1) на транспортное средство для перевозки грузов и/или пассажиров установлен тахограф в случае, если его установка предусмотрена законодательством Российской Федерации;
  • 2) установленный на транспортное средство тахограф имеет документы, подтверждающие, что сведения о нем внесены в перечень моделей тахографов;
  • 3) установленный на транспортное средство тахограф активизирован в установленном порядке (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);
  • 4) тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;
  • 5) регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;
  • 6) на каждом экземпляре тахографа должен быть нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре), заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.

3. После выпуска транспортного средства на линию водитель контролирует работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.

4. При осуществлении контроля производится:

  • 1) визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации - изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа;
  • 2) проверка документов и распечаток тахографа;
  • 3) проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей;
  • 4) проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей;
  • 5) сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей;
  • 6) проверка вывода информации на дисплей;
  • 7) проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства, в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством;
  • 8) проверка автоматического определения местоположения транспортного средства;
  • 9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.
  • 10) проверка наличия знака поверки на тахографе и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре), заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Scroll to Top