Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36
"Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства"
(ред. от 15.10.2019)
ТРЕБОВАНИЯ К ТАХОГРАФАМ, УСТАНАВЛИВАЕМЫМ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
I. Общие положения
1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности.
2.Тахограф подлежит поверке в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и состоит из бортового устройства, а также следующих внешних компонентов:
- 1) карты тахографа (далее - карты);
- 2) датчик движения;
- 3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС);
- 4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
- 5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
3. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него:
- 1) устройство обработки данных;
- 2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации;
- 3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее:
- аутентификацию;
- регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа);хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации;
- преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде;
- синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд);
- 4) блок памяти бортового устройства для хранения данных, не требующих регистрации в некорректируемом виде;
- 5) связной модуль (необходимость включения связного модуля в состав бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
- 6) датчики ускорения (необходимость установки определяется организацией - изготовителем тахографа);
- 7) два устройства ввода карт (считывающие устройства);
- 8) средство отображения информации (дисплей);
- 9) печатающее устройство;
- 10) кнопку аварийной ситуации (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
- 11) средства визуального и звукового предупреждения;
- 12) разъем для выполнения сервисных функций, загрузки (выгрузки) данных;
- 13) разъемы для подключения бортового устройства к транспортному средству;
- 14) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема сигналов ГНСС;
- 15) разъем для подключения к бортовому устройству антенны для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
- 16) слот для SIM-карты (необходимость слота для SIM-карты в составе бортового устройства определяется организацией - изготовителем тахографов);
- 17) средства ввода информации в тахограф (клавиатура).
4. Типы карт тахографа:
- 1) карта водителя - обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя;
- 2) карта контролера - обеспечивает идентификацию и аутентификацию контрольного органа и соответствующего сотрудника контрольного органа (владельца карты) с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- 3) карта мастерской - обеспечивает идентификацию и аутентификацию держателя карты с использованием шифровальных (криптографических) средств;
- 4) карта предприятия - обеспечивает идентификацию и аутентификацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, а также физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств) с использованием шифровальных (криптографических) средств, установку блокировки (ограничения) доступа к данным тахографа и данным карт водителей.
5. Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа.
6. Тахограф обеспечивает внесение в блок СКЗИ тахографа с использованием карты мастерской установочных данных, включая идентификационные данные транспортного средства и квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат) блока СКЗИ тахографа (далее - активизация тахографа).
7. Тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:
- 1) рабочий режим - режим регистрации информации тахографом, активируется картой водителя;
- 2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;
- 3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
- 4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
III. Требования к картам
45. Внешний вид карт приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
46. Конструкция и физические характеристики карт:
- 1) типоразмер - ID-1 (CR-80);
- 2) материал изготовления - поликарбонат;
- 3) тип карты - контактная.
47. Карты являются защищенной от подделок полиграфической продукцией и содержат не менее двух защитных элементов, изготовленных с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих их подделку.
48. Текст карт печатается на фоне следующего цвета:
- 1) карта водителя: белый;
- 2) карта контролера: голубой;
- 3) карта мастерской: красный;
- 4) карта предприятия: желтый.
49. Карта соответствует требованиям к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2008 г. N 512 "Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных".
50. Состав команд операционной системы карты, способы организации хранения данных и система разграничения доступа к данным карты соответствуют требованиям по защите информации, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
51. Структура данных в карте организована в виде иерархической файловой системы.
52. Интерфейс карты поддерживает режимы T=0 и T=1.
53. Карта функционирует при напряжении питания: Vcc = 3 В (+/- 0,3 В); Vcc = 5 В (+/-0,5 В).
54. Карта имеет состоящий из четырех цифр PIN-код, используемый для ее аутентификации.
55. Разработка и производство карты осуществляется в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
56.Карта обеспечивает хранение:
- 1) идентификационных данных встроенного микропроцессора (серийный номер);
- 2) серийного номера карты;
- 3) идентификатора организации - изготовителя карты.
57. Карта водителя, кроме данных, указанных в пункте 56 настоящих Требований, обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
- 1) номер карты;
- 2) наименование организации, выдавшей карту, дата выдачи;
- 3) дата начала действия карты, дата окончания срока действия карты;
- 4) фамилия и имя держателя карты;
- 5) дата рождения держателя карты;
- 6) номер водительского удостоверения;
- 7) наименование органа, выдавшего водительское удостоверение.
58. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 84 записей следующих данных за каждый календарный день, в течение которого используется эта карта, включая каждый период использования транспортного средства в течение указанного дня (период использования включает все последовательные циклы ввода/извлечения карты на транспортном средстве):
- 1) дата и время первого использования транспортного средства (то есть первый ввод карты за этот период использования транспортного средства или 00 часов 00 минут, если в этот момент данный период использования продолжается) и показание счетчика пробега транспортного средства;
- 2) дата и время последнего использования транспортного средства (то есть последнее извлечение карты в течение этого периода использования транспортного средства или 23 часа 59 минут, если в этот момент использование продолжается) и показания счетчика пробега транспортного средства;
- 3) государственный регистрационный номер транспортного средства (VRN).
59. Карта водителя обеспечивает хранение за последние 28 дней следующих данных о каждом календарном дне, в течение которого используется данная карта или в течение которого водитель внес вручную данные о своей деятельности:
- 1) дата;
- 2) счетчик ежедневного присутствия (показания которого увеличиваются на одну единицу за каждый календарный день);
- 3) общее расстояние, пройденное водителем на транспортном средстве в течение этого дня;
- 4) статус водителя на 00 часов 00 минут;
- 5) время изменения:
- статуса управления (экипаж, один);
- состояния считывающего устройства (водитель, второй водитель);
- положения карты (вставлена, не вставлена);
- вида деятельности (управление, готовность, работа, перерыв/отдых).
60. Карта водителя обеспечивает хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются периоды времени управления транспортным средством:
- 1) дата и время ввода;
- 2) показания счетчика пробега транспортного средства.
61. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих типах событий, зарегистрированных тахографом со вставленной в него картой:
- 1) нестыковка времени (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
- 2) ввод карты в процессе управления (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
- 3) последний сеанс использования карты, который был завершен неправильно (в тех случаях, когда причиной этого события является данная карта);
- 4) прекращение электропитания;
- 5) ошибка данных о движении;
- 6) попытки нарушения защиты.
62. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о шести последних событиях каждого типа, указанных в пункте 61 настоящих Требований:
- 1) код события;
- 2) дата и время начала события (или ввода карты, если это событие в данный момент продолжается);
- 3) дата и время конца события (или извлечения карты, если в данный момент это событие продолжается);
- 4) регистрационный номер транспортного средства;
- 5) в случае события "Нестыковка времени":
- дата и время начала события (соответствуют дате и времени извлечения карты из предыдущего транспортного средства);
- дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты в транспортное средство, используемое в данный момент);
- данные о транспортном средстве (соответствуют используемому транспортному средству, к которому относится данное событие);
- 6) в случае события "последний сеанс использования карты завершен неправильно":
- дата и время начала события (соответствуют дате и времени ввода карты применительно к неправильно завершенному сеансу ее использования);
- дата и время завершения события (соответствуют дате и времени ввода карты, относящимся к сеансу ее использования, в ходе которого было обнаружено данное событие);
- данные о транспортном средстве (соответствуют транспортному средству, на котором сеанс использования карты был завершен неправильно).
63. Карта водителя обеспечивает хранение данных о следующих видах неисправностей, обнаруженных тахографом с введенной в него картой:
- 1) сбой в работе карты (в том случае если причиной события является карта);
- 2) сбой в работе тахографа.
64. Карта водителя обеспечивает хранение следующих данных о 12 последних зарегистрированных сбоях в работе карт и сбоях в работе тахографа:
- 1) код неисправности;
- 2) дата и время возникновения неисправности (или дату и время ввода карты, если в момент ввода карты неисправность присутствовала);
- 3) дата и время устранения неисправности (или дату и время извлечения карты, если в этот момент времени неисправность сохранялась);
- 4) регистрационный номер транспортного средства.
65. Карта водителя обеспечивает хранение одной записи следующих данных о проверочных операциях:
- 1) дата и время проверки;
- 2) номер карты контрольного органа и название выдавшей ее организации;
- 3) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
- 4) период, за который загружаются данные (в случае загрузки);
- 5) регистрационный номер транспортного средства.
66. Карта водителя обеспечивает хранение данных, касающихся транспортного средства, на котором был начат сеанс ее использования:
- 1) дата и время начала сеанса (ввода карты);
- 2) регистрационный номер транспортного средства.
67. Карта водителя обеспечивает хранение 56 записей следующих данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде", введенных при вставленной карте:
- 1) дата и время начала ввода;
- 2) тип ситуации.
68. Карта мастерской обеспечивает хранение данных, необходимых для осуществления активизации тахографа и блока СКЗИ тахографа.
69. Карта мастерской обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
- 1) номер карты;
- 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
- 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
- 4) название мастерской;
- 5) адрес мастерской;
- 6) фамилия и имя держателя;
- 7) четырех записей данных о транспортных средствах;
- 8) трех пар записей данных о начале и/или завершении периодов времени управления транспортным средством;
- 9) данных о событиях и неисправностях;
- 10) данных о трех последних событиях каждого типа, указанных в пункте 60 настоящих Требований и данных о шести последних неисправностях каждого вида, указанных в пункте 63 настоящих Требований;
- 11) данных о проверочных операциях;
- 12) двух записей данных о ситуациях "неприменимо" и "переезд на пароме/поезде".
70. Карта мастерской обеспечивает хранение:
- 1) информации о количестве корректировок установочных данных, произведенных с ее использованием, и количестве корректировок установочных данных, произведенных с момента последней загрузки данных;
- 2) следующей информации о последних 88 корректировках установочных данных:
- вид корректировки установочных данных: активизация, первая установка, установка, периодическая инспекция;
- идентификационные данные транспортного средства;
- данные о регулировке: устройства ограничения скорости, показаний счетчика пробега (новые и прежние показания), даты и времени (новые и прежние показания);
- идентификационные данные тахографа.
71. Карта контролера обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
- 1) номер карты;
- 2) название выдавшей карту организации, дата ее выдачи;
- 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
- 4) название контрольного органа;
- 5) адрес контрольного органа.
72. Карта контролера обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о проверочных операциях:
- 1) дата и время проверки;
- 2) тип проверки (вывод на дисплей и/или на печать, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка с карты);
- 3) период, за который загружаются данные (в соответствующих случаях);
- 4) регистрационный номер транспортного средства;
- 5) номер проверенной карты водителя и наименование организации, выдавшей карту.
73. Карта предприятия обеспечивает хранение следующих идентификационных данных:
- 1) номер карты;
- 2) название организации, выдавшей карту, дата выдачи;
- 3) дата начала действия карты, дата истечения срока действия карты;
- 4) наименование или фамилия, имя и отчество (при наличии) владельца транспортного средства;
- 5) адрес владельца транспортного средства.
74. Карта предприятия обеспечивает хранение 230 записей следующих данных о действиях владельца транспортного средства:
- 1) дата и время осуществленного действия;
- 2) тип действия (блокировка и/или разблокировка бортового устройства, и/или загрузка данных с бортового устройства, и/или загрузка данных с карты);
- 3) период, за который загружаются данные (в соответствующем случае);
- 4) регистрационный номер транспортного средства;
- 5) номер карты водителя и название организации, выдавшей карту (в случае загрузки данных с карты).
V. Требования к тахографу, картам, блоку СКЗИ тахографа при их выпуске, активизации, эксплуатации и утилизации
78. Организации-изготовители осуществляют разработку и производство моделей тахографа, моделей карты и моделей блока СКЗИ тахографа (далее - оборудования) в соответствии с настоящими Требованиями.
79. Утратил силу. - Приказ Минтранса России от 20.02.2017 N55.
80. Модель тахографа и модель карты тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями блока СКЗИ тахографа, учтенными в перечне сведений о моделях блока СКЗИ тахографа.
Модель карты тахографа и модель блока СКЗИ тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании во всех моделях тахографов, учтенных в перечне сведений о моделях тахографов.
Модель блока СКЗИ тахографа и модель тахографа должны соответствовать настоящим Требованиям при использовании со всеми моделями карт, учтенными в перечне сведений о моделях карт.
81. Производство, распространение и техническое обслуживание блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
82. Создание и выдача квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляется с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63 "Об электронной подписи" и нормативными правовыми актами, регулирующими создание и выдачу квалифицированных сертификатов.
83. Тематические исследования карт и блоков СКЗИ тахографа, в том числе в составе тахографа, на соответствие требованиям по безопасности информации осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
84. Осуществление выпуска карт, создание и выдача квалифицированных сертификатов карт, выполнение иных, необходимых для выполнения указанных работ функций, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63 "Об электронной подписи", выполняют организации, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к организациям, осуществляющим данный вид деятельности.
85. Выпуск и аннулирование выпущенных квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ тахографа и карт осуществляет удостоверяющий центр, аккредитованный в установленном порядке.
86. Загрузку ключевой информации в карты и блоки СКЗИ тахографов осуществляют организации - изготовители карт и блоков СКЗИ тахографов.
87. Карты контролера, мастерских и предприятия содержат квалифицированный сертификат, определяющий полномочия держателя карты при доступе к данным тахографа, к данным защищенного архива СКЗИ тахографа и данным карты водителя.
88. Создание ключей квалифицированной электронной подписи блока СКЗИ тахографа и карт осуществляется с применением средств, соответствующих требованиям Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденного приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382).
89. При активизации блока СКЗИ тахографа должно обеспечиваться выполнение следующих требований к тахографу:
- 1) блоки СКЗИ тахографа в организации - изготовители тахографов и в мастерские поступают с загруженной ключевой информацией;
- 2) ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа в процессе его производства, до загрузки в него квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа и завершения активизации СКЗИ тахографа не принадлежит владельцу транспортного средства;
- 3) активизация блока СКЗИ тахографа осуществляется после аутентификации им карты мастерской;
- 4) тахограф с неактивизированным блоком СКЗИ тахографа записывает на карту мастерской данные, необходимые для создания квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа (далее - данные для создания сертификата ключа);
- 5) мастерская направляет данные для создания сертификата ключа в аккредитованный удостоверяющий центр;
- 6) мастерская, получив квалифицированный сертификат ключа блока СКЗИ тахографа, записывает его на карту мастерской;
- 7) ввод квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа осуществляется путем ввода карты мастерской в тахограф, ввода PIN-кода и аутентификации карты мастерской блоком СКЗИ тахографа;
- 8) проверка завершения загрузки квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа с карты мастерской в блок СКЗИ тахографа проводится путем взаимной аутентификации карты мастерской и блока СКЗИ тахографа;
- 9) после загрузки в блок СКЗИ тахографа квалифицированного сертификата ключа блока СКЗИ тахографа осуществляется загрузка в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства, а также установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа;
- 10) после загрузки в блок СКЗИ тахографа идентификационных данных транспортного средства и установочных параметров, требующих сохранения в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа, активизация блока СКЗИ тахографа завершается, ключевая информация, загруженная в блок СКЗИ тахографа, с этого момента принадлежит владельцу транспортного средства;
- 11) мастерская направляет сведения об активизированных тахографе, блоке СКЗИ тахографа и идентификационных данных транспортного средства, в том числе сведения об идентификационном (VIN) и государственных регистрационных (VRN) знаках, марке, модели и категории транспортного средства, для их внесения в соответствующие перечни.
90. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа не превышает трех лет.
91. Срок действия ключей квалифицированной электронной подписи и квалифицированных сертификатов карт не превышает срока действия карт:
- 1) срок действия квалифицированных сертификатов карт водителей не превышает трех лет;
- 2) срок действия квалифицированных сертификатов карт мастерских не превышает одного года;
- 3) срок действия квалифицированных сертификатов карт контролера не превышает двух лет;
- 4) срок действия квалифицированных сертификатов карт предприятия не превышает трех лет.
VI. Загрузка данных на внешние носители
92. Тахограф обеспечивает выгрузку данных на внешний носитель, а также использует протоколы, применение которых необходимо для правильной передачи данных и для обеспечения универсальной совместимости формата, в котором они загружаются.
93. На внешние носители по соответствующим запросам и предъявленным полномочиям загружаются данные:
- 1) из бортового устройства;
- 2) из защищенного архива блока СКЗИ тахографа;
- 3) с карты тахографа.
94. Тахограф обеспечивает передачу шести типов данных:
- 1) обзор;
- 2) деятельность на указанную дату;
- 3) события и неисправности;
- 4) подробные данные о скоростном режиме;
- 5) технические данные;
- 6) выгрузка данных с карты.
95. Для обеспечения контроля подлинности и целостности данных, сохраняемых на внешнем носителе, при загрузке они подписываются квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящими Требованиями.
96. В состав загружаемой информации включаются идентификационные данные источника (тахограф, блок СКЗИ тахографа, карта) и соответствующий квалифицированный сертификат.
97. Проверка подлинности и целостности загруженных данных осуществляется с помощью открытого ключа проверки квалифицированной электронной подписи, содержащегося в квалифицированном сертификате.
98. Данные загружаются на внешнее устройство за один сеанс в виде одного файла.
99. При выгрузке данных из бортового устройства тахограф обеспечивает:
- 1) идентификацию соответствующей карты, вставленной в считывающее устройство, и подтверждение соответствующих прав доступа к функции загрузки и загружаемым данным;
- 2) возможность формирования защищенного канала связи между внешним носителем и бортовым устройством;
- 3) возможность выбора данных для загрузки;
- 4) запись на внешний носитель запрашиваемых данных;
- 5) завершение сеанса загрузки.
100. Тахограф обеспечивает построение протокола взаимодействия с внешними носителями.
101. Тахограф при загрузке данных с карты обеспечивает всю процедуру от перезапуска карты считывающим устройством до ее извлечения или новой перезагрузки карты.
102. Тахограф обеспечивает выполнение процедур инициализации:
- 1) для неподписанных файлов данных;
- 2) для подписанных файлов данных;
- 3) для обнуления счетчика настройки установочных данных.
103. Тахограф обеспечивает загрузку данных с соблюдением следующих требований:
- 1) последовательность байтов, а также последовательность битов внутри каждого байта переносимых с карты данных при их сохранении остается неизменной;
- 2) все файлы, загружаемые с карты за один сеанс загрузки, сохраняются на внешнем носителе в виде одного файла.
Приложение N 1
к Требованиям
Таблица 1
Несовместимость карт при комбинации из
любых действительных карт
Несовместимость карты
|
Считывающее устройство "Водитель"
|
|
карта не вставлена
|
карта водителя
|
карта контролера
|
карта мастерской
|
карта предприятия
|
Считывающее устройство "Второй водитель"
|
карта не вставлена
|
|
|
|
|
|
карта водителя
|
|
|
|
X
|
|
карта контролера
|
|
|
X
|
X
|
X
|
карта мастерской
|
|
X
|
X
|
X
|
X
|
карта предприятия
|
|
|
X
|
X
|
X
|
Таблица 2
Информация об управлении без соответствующей карты
Управление без соответствующей карты
|
Считывающее устройство "Водитель"
|
карта не вставлена (или недействительна)
|
карта водителя
|
карта контролера
|
карта мастерской
|
карта предприятия
|
Считывающее устройство "Второй водитель"
|
карта не вставлена (или недействительна)
|
X
|
|
X
|
|
X
|
карта водителя
|
X
|
|
X
|
X
|
X
|
карта контролера
|
X
|
X
|
X
|
X
|
X
|
карта мастерской
|
X
|
X
|
X
|
|
X
|
карта предприятия
|
X
|
X
|
X
|
X
|
X
|
Таблица 3
Обнаружение неисправности при подаче питания с помощью встроенной системы самопроверки параметров
Компонент, подвергаемый проверке
|
Проверка
|
Встроенная система проверки
|
Программное обеспечение
|
Проверка ПО тахографа
|
Контрольная сумма
|
Блок памяти
|
Доступ
|
Доступ, целостность данных
|
Интерфейсы для чтения карт
|
Доступ
|
Доступ
|
Клавиатура
|
Не предусмотрена
|
Ручная проверка
|
Печатающее устройство
|
(по усмотрению изготовителя)
|
Распечатка
|
Дисплей
|
Не предусмотрена
|
Визуальная проверка
|
Загрузка (осуществляется только в процессе загрузки)
|
Отсутствие сбоев в процессе загрузки
|
Не предусмотрена
|
Датчик движения
|
Отсутствие сбоев в процессе работы
|
Отсутствие сбоев в процессе работы
|
Блок СКЗИ тахографа
|
Отсутствие сбоев в процессе
работы (программа самотестирования)
|
Отсутствие сбоев в процессе
работы
|
Таблица 4
Хранение тахографом (в том числе в защищенном архиве блока СКЗИ тахографа) информации о событиях
Событие
|
Требования хранения
|
Регистрируемые данные
|
Несовместимость карт
|
10 последних событий
|
Дата и время начала события; дата и время завершения события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации, которые явились причиной несовместимости
|
Управление без соответствующей
карты
|
Наиболее длительное событие за
каждые из 10 последних дней; 5 наиболее продолжительных событий за
последние 365 дней
|
Дата и время начала события;
дата и время завершения события; тип карты, номер карты и код выдавшей
ее организации; число аналогичных событий за данный день
|
Ввод карты в процессе управления
|
Последнее событие за каждый из
последних 10 дней
|
Дата и время события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных за указанный день
|
Неправильное завершение
последнего сеанса использования карты
|
10 последних событий
|
Дата и время ввода карты; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; последняя дата сеанса использования, записанные на карте: дата и время ввода карты, регистрационный номер транспортного средства
|
Превышение скорости <*>
|
Самая высокая средняя скорость; зарегистрированная за последние 10 дней; пять фактов наибольшего превышения скорости, зарегистрированных за последние 365 дней; первое превышение скорости, зарегистрированное после последней калибровки
|
Дата и время начала события; дата и время конца события; максимальная скорость, измеренная во время события; среднее значение скорости, измеренной во время события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных в указанный день
|
Прекращение электропитания (данные регистрируются после восстановления электропитания с регистрацией времени с точностью до минуты)
|
Самое длительное событие за каждый из 10 последних дней; пять самых длительных событий за последние 365 дней
|
Дата и время начала события; дата и время конца события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации, вставленной в тахограф; число аналогичных событий, зарегистрированных в указанный день
|
Ошибка данных о движении
|
Самое длительное событие за
каждый из 10 последних дней; пять самых длительных событий за последние
365 дней
|
Дата и время начала события;
дата и время окончания события; тип карты, номер карты и код выдавшей
ее организации; число аналогичных событий, зарегистрированных в
указанный день
|
Попытка нарушения системы защиты
|
10 последних событий по каждому
типу нарушения системы защиты
|
Дата и время начала события;
дата и время конца события; тип карты, номер карты и код выдавшей ее
организации; тип события
|
--------------------------------
Тахограф регистрирует и хранит:
дату и время последнего "контроля за
превышением скорости";
дату и время первого зарегистрированного превышения скорости
и число случаев превышения скорости после последнего контроля за
превышением скорости.
Таблица 5
Данные об обнаруженных сбоях и неисправностях
Неисправность
|
Требования к хранению
|
Данные о неисправности,
подлежащей регистрации
|
Сбой в работе карты
|
10 последних сбоев в работе
карты водителя
|
Дата и время начала и окончания
сбоя; тип ошибки, тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации
|
Сбой в работе тахографа
|
10 самых последних сбоев по
каждому типу сбоя; первый сбой после последней корректировки
установочных данных
|
Дата и время начала и окончания
сбоя; тип ошибки; тип карты, номер карты и код выдавшей ее организации
|
Таблица 6
Режимы работы тахографа
|
Считывающее устройство "Водитель"
|
карта не вставлена
|
карта водителя
|
карта контролера
|
карта мастерской
|
карта предприятия
|
Считывающее устройство "Второй водитель"
|
карта не вставлена
|
рабочий
|
рабочий
|
контроль
|
корректировка установочных данных
|
предприятие
|
карта водителя
|
рабочий
|
рабочий
|
контроль
|
корректировка установочных данных
|
предприятие
|
карта контролера
|
контроль
|
контроль
|
контроль <*>
|
рабочий
|
рабочий
|
карта мастерской
|
корректировка установочных данных
|
корректировка установочных данных
|
рабочий
|
корректировка установочных данных
|
рабочий
|
карта предприятия
|
предприятие
|
предприятие
|
рабочий
|
рабочий
|
предприятие
|
--------------------------------
Карта вводится только в считывающее устройство "Водитель".
Приложение N 2
КАТЕГОРИИ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩАЕМЫХ ТАХОГРАФАМИ
Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 тонн (категория M2);
- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 тонн (категория M3);
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория N2);
- транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 тонн (категория N3);
- транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. N 382 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, ст. 1753);
за исключением:
- транспортных средств категории M2, M3, осуществляющих городские и пригородные регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112;
- транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ 2014 г. N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок", оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.);
- пассажирских и грузовых троллейбусов;
- автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;
- транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
- транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- транспортных средств, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
- транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не уплачивается;
- находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, оснащенных до 8 ноября 2013 г. при изготовлении тахографами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
- учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
- транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами.
Приложение N 3
ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Список изменяющих документов
1. Использование тахографов осуществляется:
- 1) водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;
- 2) владельцами транспортных средств - в целях контроля работы тахографов;
- 3) контролерами - в целях контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха.
2. На транспортном средстве устанавливается, активизируется и используется один тахограф, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены Федеральным бюджетным учреждением "Агентство автомобильного транспорта" (далее - ФБУ "Росавтотранс") в перечне сведений о моделях тахографов.
На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к приказу) с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.), и (или) техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, которым транспортные средства ранее оснащались в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720.
3. В тахографе активизируется и используется один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о котором включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях блоках СКЗИ тахографа.
4. В тахографе используются карты водителя, мастерской, предприятия, контролеров, соответствующие Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу), сведения о которых включены ФБУ "Росавтотранс" в перечне сведений о моделях карт.
5. Водителю передается одна карта водителя.
6. При использовании тахографов ФБУ "Росавтотранс" осуществляется:
- 1) учет в соответствующих перечнях сведений:
- о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;
- о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями - изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;
- о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;
- 2) организация приема, учета и регистрации заявлений о выдаче, замене, обновлении карт, передаче карт (за исключением карт контролеров);
- 3) организация информационного обмена при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт.
7. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских ФБУ "Росавтотранс" осуществляет на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:
- 1) моделям тахографа;
- 2) моделям блока СКЗИ тахографа;
- 3) моделям карты тахографа;
- 4) мастерским.
8. Для учета сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских указываются следующие данные:
- 1) наименование и адрес организации-изготовителя и мастерской;
- 2) фамилия, имя, отчество руководителя или уполномоченного им лица;
- 3) сведения о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:
- технические характеристики тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;
- проведенные испытания, экспертизы и иные процедуры, подтверждающие соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям к тахографам, устанавливаемым на транспортное средство (приложение N 1 к настоящему Приказу);
- 4) документы (их копии), подтверждающие указанные сведения.
9. Водители транспортных средств обязаны:
- 1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
- 2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
- 3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
- 4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
- 5) осуществлять вывод на печать информации;
- 6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
- 7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
- 8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
- 9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации - изготовителя тахографа.
10. Водителям запрещается:
- 1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
- 2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
- 3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
- 4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
- 5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
- 6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа.
- 7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
11. В случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи водитель должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, выдающей карты, с заявлением о выдаче новой карты.
12. В распечатку тахографа водитель может вносить сведения, заверенные подписью.
13. Владельцы транспортных средств:
- 1) осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;
- 2) обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией - изготовителем тахографа;
- 3) обеспечивают своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его функционирования;
- 4) обеспечивают водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
- 5) выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
- 6) хранят данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивают их доступность для проверки;
- 7) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивают хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
- 8) направляют неисправный или функционирующий со сбоями тахограф на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ "Росавтотранс" в перечне мастерских;
- 9) направляют в ФБУ "Росавтотранс" данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
- 10) обеспечивают перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства, сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
- 11) обеспечивают наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа.
- 12) обеспечивают проведение поверок тахографов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Приложение N 4
ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
1. Настоящие правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:
- 1) ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа;
- 2) техническое обслуживание тахографа;
- 3) ремонт тахографа и/или внесение изменений в конструкцию тахографа с целью приведения его в соответствие с Требованиями к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение N 1 к настоящему приказу), включая замену и изменение компонентов и программного обеспечения тахографа (далее - модернизация тахографа);
- 4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
- 5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.
2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа включает:
- 1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций - изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;
- 2) ввод в тахограф данных, калибровку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации - изготовителя тахографа;
- 3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ "Росавтотранс".
3. Техническое обслуживание тахографа включает:
- 1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
- 2) калибровку тахографа.
4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также калибровка тахографа проводится при соблюдении следующих условий:
- 1) транспортное средство в снаряженном состоянии с водителем;
- 2) давление в шинах соответствует инструкциям организации - изготовителя транспортного средства;
- 3) износ шин соответствует требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 1008 "О проведении технического осмотра транспортных средств" <*>;
- 4) транспортное средство приводится в движение собственным двигателем и двигается прямолинейно по ровной поверхности на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации - изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.
5. Калибровка тахографа включает:
- 1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
- 2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
- 3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного (VIN) и государственного регистрационного (VRN) номеров транспортного средства.
6. Калибровка тахографа проводится один раз в три года либо после:
- 1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
- 2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
- 3) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
- 4) замены блока СКЗИ тахографа;
- 5) нарушения пломбировки тахографа.
7. Калибровка тахографа завершается его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы устанавливаются на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов ГНСС, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.
8. Ремонт и/или модернизация тахографа осуществляются согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации - изготовителя тахографа.
После ремонта и/или модернизации тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации осуществляются согласно технической документации организаций - изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.
При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
- 2) уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа;
- 3) направить информацию об уничтожении ключевой информации в ФБУ "Росавтотранс";
- 4) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
10. При использовании, обслуживании, ремонте и выводе из эксплуатации тахографа пользователи должны обеспечить сохранность информации, хранящейся в тахографе, с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. После вывода тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью или окончанием срока эксплуатации:
- 1) мастерские должны выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
- 2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы осуществляются в соответствии с Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), утвержденным приказом ФСБ России от 9 февраля 2005 г. N 66 (зарегистрирован Минюстом России 3 марта 2005 г., регистрационный N 6382);
- 3) направить информацию в ФБУ "Росавтотранс" для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующем перечне.
12. Владелец транспортного средства по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа:
- 1) осуществляет его утилизацию;
- 2) обеспечивает направление информации в ФБУ "Росавтотранс" для включения сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующий перечень.
Приложение N 5
ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ РАБОТЫ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, осуществляется мастерскими, владельцами транспортных средств в целях исключения нарушения водителем, управляющим транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров, установленного режима труда и отдыха.
2. При контроле осуществляется проверка соблюдения следующих требований:
- 1) на транспортное средство для перевозки грузов и/или пассажиров установлен тахограф в случае, если его установка предусмотрена законодательством Российской Федерации;
- 2) установленный на транспортное средство тахограф имеет документы, подтверждающие, что сведения о нем внесены в перечень моделей тахографов;
- 3) установленный на транспортное средство тахограф активизирован в установленном порядке (осуществляется взаимная аутентификация карт и блока СКЗИ тахографа);
- 4) тахограф работает исправно, не блокирован и не подвергнут модификации;
- 5) регистрируемая тахографом информация не блокируется и не корректируется;
- 6) на каждом экземпляре тахографа должен быть нанесен знак поверки и (или) оформлено свидетельство о поверке, и (или) сделана запись в паспорте (формуляре), заверенная подписью поверителя и знаком поверки с не истекшим сроком действия.
3. После выпуска транспортного средства на линию водитель контролирует работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.
4. При осуществлении контроля производится:
- 1) визуальное исследование элементов тахографа, мест и правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями организации - изготовителя тахографа, включая проверку наличия пломб с номером мастерской, производившей установку тахографа;
- 2) проверка документов и распечаток тахографа;
- 3) проверка распечатки данных из тахографа и с карт водителей;
- 4) проверка выгрузки данных из тахографа и с карт водителей;
- 5) сравнение данных из распечаток с данными, зарегистрированными в некорректируемом виде в тахографе и на картах водителей;
- 6) проверка вывода информации на дисплей;
- 7) проверка ручного ввода информации о местоположении транспортного средства, в момент начала и окончания периодов времени управления транспортным средством;
- 8) проверка автоматического определения местоположения транспортного средства;
- 9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, содержащихся в памяти бортового устройства, в состав которых блоком СКЗИ тахографа автоматически включается текущее время, дата, координаты местонахождения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью.
- 10) проверка наличия знака поверки на тахографе и (или) свидетельства о поверке и (или) записи в паспорте (формуляре), заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.